Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

2. Предмет исследования

 

          Предметом исследования в данной работе является ранний русский мо­дер­низм (конец 19-го века – начало 1920-х гг.), являющийся аналогом западноевропейского раннего модернизма, также прошедшего стадии дека­дан­са (декадентизма) и авангардизма, но, в отличие от русского,  получив­шего свое развитие в 20-50-ее годы 20-го века (Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, Т. С. Элиот, Ж. П. Сартр, А. Камю, Э. Ионеско, С. Беккет и др.) в то время, как естественная эстетическая эволюция литературного процесса в России была нарушена и искажена политическими событиями 1917-го года. Однако эстетическая инерция еще захватывает в России начало 1920-х годов, когда еще действовали последние футуристические группы.  Модер­нист­ские тенденции отчасти проявились в русской литературе 1920-х – начала 1930-х годов в творчестве С. Кржижановского, М. Булгакова, Е. Замя­тина, А. Платонова и др. Но в данной работе рассматривается эстети­ческая эволюция раннего русского модернизма на стадии «естественного развития».  Единственной русской модернистской школой, не имевшей аналогов на Западе, был акмеизм, который, на первый взгляд, кажется наименее «модернистским»  и традиционно связывается с влиянием класси­циз­ма, а в последнее время рассматривается как начальный этап неотради­ци­о­на­лизма. Рассмотрение акмеизма в едином контексте модернизма вы­являет его истинную эстетическую природу. На базе указанного историко-литературного материала выстраивается типология модернизма как особо­го типа дискурса. 

                Следует пояснить и принятое в данной работе использование терми­нов «декаданс», «символизм» и «авангард».

                В соответствии с уже устоявшимся в литературоведении пониманием, под «декадансом» подразумевается ранняя стадия русского модернизма, также называемая «старшим символизмом», связанная прежде с именами В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба и др. Выстраивая типологию на творчестве наиболее репрезентативных фигур, мы привлекаем к анализу и авторов второго ряда (Н. Львова, Н. Петровская). Хронологические рамки декаданса – начало 1890-х – 1900-е годы.

                Символизм в рамках данной типологии – это так называемый «млад­ший символизм», возникший в начале 1900-х годов как антитеза старшему символизму, когда разработка идей Ф. Ницше своеобразно сочеталась с разработкой учения В. С. Соловьева. Основные теоретические постулаты были сформу­ли­ро­ваны Вяч. Ивановым и А. Белым. Хронологические рамки – 1900-е – 1910-е годы.

Авангард – нами использован именно этот термин, а не термин «фу­туризм», обозначавший совокупность пестрых и противоречивых по худо­жественной практике литературных групп. Под авангардом понимается принципиально новаторская «субпарадигма» неклассической художествен­ности ХХ века (наряду с неотрадиционализмом и социалистическим реа­лизмом, в терминологии В. И. Тюпы), для которой характерна практика «ударного письма». В наибольшей чистоте авангард предстает в деятельно­сти группы «Гилея», но близкие новации обнаруживаются в теории и практике таких групп, как «Мезонин поэзии», «Лирень», «41 градус» и др. Хронологические рамки – 1910-е – начало 1920-х годов.