Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Примечания:

 

1. Метерлинк М. Пьесы. М.: Искусство, 1958; Верхарн Э. Стихотворения. «Зори». Метерлинк М. Пьесы. М.: Худож. лит., 1972; Метерлинк М. Сокровище смиренных. Томск: Изд. Водолей, 1994 и др.            

2. В.Я. Брюсов. Письма к Л.Н. Вилькиной. Публ. С.С. Гречишкина и А. В. Лаврова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на  1973 год. Л.: Наука, 1976. С.126 – 135.

Биографические сведения о Л.Н. Вилькиной и перечень ее публикаций см. в словарях: Русские писатели. 1800 -1917. Т.1. М., 1989. С.442-443.; Dictionary of Russian Women Writers / Eds. M. Ledkovsky, Ch. Rosenthal, M. Zirin. London, 1994. P.711-713.

3. Письма Д.С. Мережковского к Л.Н. Вилькиной. Публ. В.Н. Быстрова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год. СПб.: Академический проект, 1994. С.209 – 251.

4. Основная его часть хранится в РО ИРЛИ, фонд Н.М. Минского – З.А. Венгеровой (Ф. 39. Оп. 3), ГБЛ (Ф. 386. 80. 13, 14, 15 – письма к В.Я. Брюсову), частично публикуемые в этом разделе письма Л. Н. Вилькиной к К.А. Сомову – в РО ГРМ (Ф.133. Ед. хр. 216).

5. Брюсов В.Я. Письмо к А.А. Шестеркиной от 4 ноября 1900 г. // Валерий Брюсов. Литературное наследство. Т. 85. М.: Наука, 1976. С.627.; Брюсов В.Я. Письмо Полякову С.А. от 23 ноября 1902 г. // Валерий Брюсов и его корреспонденты. Литературное наследство. Т. 98. Кн. 2. М.: Наука, 1994. С.65.

6. В цикле М.А. Кузмина «Прерванная повесть» под «тонкой модницей» подразумевается Л.Н. Вилькина. См.: Кузмин М. Избранные произведения. Л.: Худож. лит., 1990. С.30, 504.

     О слабом здоровье Л.Н Вилькиной часто пишет З.А. Венгерова: См. Письма Зинаиды Афанасьевны Венгеровой к Софье Григорьевне Балаховской-Пети / Publications, commentaries et notes de Rosina Neginsky // Revue des etudes slaves. 1995. T.67. Fasc. 1. P. 466; Fasc. 2/3. P. 506; Fasc. 4. P.700.

7. Письма Зинаиды Афанасьевны Венгеровой к Софье Григорьевне Балаховской-Пети ... Fasc. 1. P.205, 231.

Имя Вилькиной Венгеровой пишет различно – Белла, Бела, Бэла.

8. Азадовский К.М., А.В. Лавров. З.Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество // З.Н. Гиппиус. Сочинения. Стихотворения. Проза. Л.: Худож. лит., 1991.С. 3-49; Stanley J. Rabinowitz. A Fairy Tale of Love? // Oxford Slavonic papers. 1991. № 24.

9. «<...>Не могу вам передать всю глубину отвращения, которое мне внушает эта вечно клевещущая, вечно ссорящая, вечно злословящая женщина. <...>» Письмо Л.Н. Вилькиной к Д.С. Мережковскому (июнь 1905 г.) // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год. СПб.: Академический проект, 1994. С. 219-220.

10. Вот, например, одно из высказываний З.Н. Гиппиус по поводу Л.Н. Вилькиной: «Но он [Минский] утешался устройством у себя каких-то странных сборищ, где, в хитонах, водили, будто бы, хороводы, с песнями, а потом кололи палец невинной еврейке, каплю крови пускали в вино, которое потом и распивали. Казалось бы, это ему и некстати и не по годам – такой противный вздор; но он недавно женился на молоденькой еврейке, Бэле Вилькиной. Она, претенциозная и любившая объявлять себя “декаденткой”, вероятно и толкнула его на это. Кокетливая, она почти влюбила в себя Розанова. Но Розанову, с его тогдашней тягой к иудаизму, нравилось, главное, что это смазливое существо – еврейка...» (Гиппиус-Мережковская З. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951. С. 145). 

     Эта цитата нуждается в некоторых комментариях и коррективах: Н.М. Минский официально женился на Л.Н. Вилькиной в 1905 г., когда ее вряд ли можно было назвать «молоденькой» – ей было 32 года. Раздражение З.Н. Гиппиус (чего стоит эта убийственная характеристика – «смазливое существо»!) можно объяснить также и фактом увлечения Д. С. Мережковским Л. Н. Вилькиной (в 1905 – 1906 гг.) и тем, что Н. М. Минский, бывшим в свое время поклонником З. Н. Гиппиус, сделал такой «недостойный» выбор. З.Н. Гиппиус была прототипом главной героини трагедии Н. М. Минского «Альма», вышедшей отдельным изданием в СПб. в 1900 г.

      По поводу отношений В. В. Розанова и Л.Н.  Вилькиной см.: «Распоясанные письма В. Розанова» / Вступление, публ. и прим. М. Павловой // Литературное обозрение. № 11. 1991. C. 67-71.

11. В.Я. Брюсов. Письма к Л.Н. Вилькиной... С. 126.

Сонеты Л.Н. Вилькиной «Влюбленность», «Обладанье», «Ей» и др. и ее дневниковые записи о безграничном стремлении к свободе (См. в: Письма Д.С. Мережковского к Л.Н. Вилькиной... С. 248) по своему идейному содержанию явно заимствованы у З.Н. Гиппиус.

12. Гиппиус З. О бывшем // Возрождение. Paris. 1970. № 218. С. 52-70; № 219. С. 57-75; № 220. С. 53 – 75.

13. Письма Зинаиды Афанасьевны Венгеровой к Софье Григорьевне Балаховской-Пети ... Fasc. 1. P. 205.

Л. Вилькина (настоящее имя – Изабелла, после крещения в православие в 1891 г. – Людмила) была родной племянницей З.А. Венгеровой (критик и переводчица), И.А. Венгеровой (пианистка) и С.А.Венгерова (критик, литературовед).

14. Об истинном отношении З.А. Венгеровой к Н.М. Минскому (которое З. А. Венгерова предпочитала именовать «дружбой») свидетельствует ее письмо к нему от 1898 г.: «<...> Вы будете полновластно владеть моей душой, в которой не будет желаний. <...> Во мне говорит инстинкт, стремление быть ближе к Вам – потому что только мне одной дано до конца любить Вас.» (Письма Зинаиды Афанасьевны Венгеровой к Софье Григорьевне Балаховской-Пети ... Fasc. 2/3. P. 474.)

15. Письма Зинаиды Афанасьевны Венгеровой к Софье Григорьевне Балаховской-Пети ... Fasc. 1. С. 205, 206.

16. Там же. Fasc. 2-3. P. 479, 489, 498-499, 510.

17. Насколько эти отношения были близкими, остается загадкой. Если верить письмам Л. Н. Вилькиной, К. А. Сомов был ее любовником (вероятно, очень недолго). Ответные письма К.А. Сомова не дают конкретных сведений на этот счет (РО ИРЛИ. Ф. 39. Ед. хр. 930).

18. Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. М.: Искусство, 1979.

19. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 5 кн. М.: Наука, 1990. Кн. 4-5. С.78-93.

20. Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.103.

21. Там же; также см.: Cheron G. The Diary of Mixail Kuzmin. (1905-1906)// Wiener Slawistischer Almanach. Band 17. 1986. S. 416-418.        

22. О концепции любви у З.Н. Гиппиус см.: Matich Olga. Zinaida Gippius: Theory and Praxis of Love // Readings in Russian Modernism. To Honor Vladimir Fedorovich Markov. M.: Nauka,  1993. P.237 – 250; Гиппиус З. Contes d'amour // Возрождение. 1969. Paris. № 211. С.25-47.

23. Иванов Вяч. О любви дерзающей // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 87-90 (впервые: Факелы. СПб., 1907. № 2).  

24. Бердяев Н. Метафизика пола и любви // Перевал. 1907. № 5. С. 7-17; № 6. С. 24-36.

25. И З.Н. Гиппиус, и Вяч. Иванов с Н.А. Бердяевым были едины в своей сакрализации брака как троичной структуры, где верхней точкой было единение с Богом, но З.Н. Гиппиус все же не смогла преодолеть своего чисто романтически-декадентского отвращения к плоти, она создала свою концепцию «влюбленности», где «оба были равны».

26. РО ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 216. Л. 73-78, Л. 82-83.

27. Иоганнес фон Гюнтер и его «Воспоминания»// Александр Блок. Новые материалы и исследования. Литературное наследство. Т. 92. Кн. 5. М.: Наука, 1993. С.345; Письмо В. Брюсова к А. Шестеркиной от 15 февраля 1902 г.// Валерий Брюсов. Литературное наследство. Т. 85…С.649.

28. Бенуа А.Н. Указ. соч. Кн. 4-5. С.247.

29. В.Ландовская (Ванда Ландовски) – польская клавесинистка и пианистка, исполнительница старинной музыки (1879-1959). О ней см.: Константин Андреевич Сомов... С.111, 121, 266; Мочульский К. Валерий Брюсов. Paris: YMCA-Press, 1962. С.130.

30. Богомолов Н.А. Указ. соч. С. 249.

31. Там же. С. 103.

32. Там же. С. 67-98.

33. Л.Н. Вилькина вела довольно активную культурную жизнь, посещая все наиболее интересные и «модные» мероприятия, например: заседания кружка «Вечера Случевского», присутствовала на диспуте об Эросе в квартире Иванова, где выступал Волошин 18 октября 1906 г., была на чтении трагедии Ф. Сологуба «Дар мудрых пчел», которое состоялось 28 октября 1906 г. в театре В.Ф. Комиссаржевской и т. д. См.: Из дневника Ф.Ф. Фидлера // Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 3... С. 834; Максимилиан Волошин в Петербурге: осень 1906 г. Письма к М.В. Сабашниковой / Вступ. заметка и публикация В.П. Купченко // Минувшее. Исторический альманах. 21. СПб., 1997. С. 298; Из дневников М.А. Кузмина // Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 2… С. 152.

34. Письмо Письмо Л.Н. Вилькиной к К.А. Сомову. Б.д. РО ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 216. Л. 2.

Ведекинд Франк (1864-1918) – немецкий драматург. См.: История всемирной литературы. Т.8. М.: Наука, 1994. С. 330-332; A. Kutscher. Wedekind: Leben und Werk. Munchen, 1964.

35. Письмо Л.Н. Вилькиной к К.А. Сомову.<21.30.1908>. РО ГРМ. Ф. 133. Ед. хр. 216. Л. 55.

Здесь Л. Н. Вилькина пишет о том, что «обожает Фрагонара», зная, что К.А. Сомов также его ценил. См.: Константин Андреевич Сомов... С. 313, 419.

Фрагонар Жан Оноре (1732-1806) – французский живописец. См.: Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия в 5 тт. Т.5. М., 1981. С.215-216.

36. «Пока мы (я и Белла) сдаем квартиру, тогда она уедет к Н.М., и я тоже собираюсь за границу.» СПб. 14 дек. 1905 г. См.: Письма Зинаиды Афанасьевны Венгеровой к Софье Григорьевне Балаховской-Пети ... Fasc. 4. P.700.

37. Д. С. Мережковскому нравились некоторые стихотворения Л. Н. Вилькиной (см.: Письма Д.С. Мережковского к Л.Н. Вилькиной... С. 220), но В.Я. Брюсов давал ее творчеству  негативную – и в целом справедливую оценку: «Не мог я по чести хвалить деревяшки Людм<илы> Ник<олаевны>, выдаваемые ею за сонеты, не мог, не мог, не мог!» – писал он А. А. Блоку 16 февраля 1907 г. См.: Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 1... С. 500. Рецензия В. Я. Брюсова на сборник Л. Н. Вилькиной «Мой сад» появилась в «Весах» (1907. № 1. С. 69-73).

38. Альманах «Гриф». 1903-1913. М., 1914. С. 52-53.

39. Возможно, речь идет о вечере в университете, где А. А. Блок, М.А. Кузмин и др. поэты читали свои стихи. Об этом вечере пишет М.А. Кузмин в своих дневниках, указывая, что Л. Н. Вилькина на нем присутствовала. К.А. Сомов им не упоминается:

                                   «1 февраля 1907

<...> Повестка из университета, где пропечатаны "Незнакомка", "Куранты" и стихи Блока, Городецкого, Цензора и мои. <...> Я все время был с Сапуновым, был<и> Добужинский, Кустодиев, Гржебин, <Жилкин>, Нувель, Вилькина. <...>»;

 

«В университете 1 февраля 1907 г. состоялся “Вечер искусства”, организованный кружком молодых. Блок читал на нем стихи и драму “Незнакомка”». Об этом вечере см. также в воспоминаниях В.А. Зоргенфрея «А.А. Блок. (По памяти за 15 лет, 1906 – 1921 г.)» // Записки мечтателей. 1922. № 6. С. 134. См.: Из дневников М.А. Кузмина // Александр Блок. Новые материалы и исследования… Кн. 2. С. 155, 168.

40. «Мой друг – моя любовь – источник мук» – видоизмененная автоцитата из сонета Л. Н. Вилькиной  «Товарищу»:

 

Но ты расторг сплоченный мною круг.

Отдай слова, которым не внимал ты.

Отдай мечты. Как мне, им чуждый стал ты, -

Мой враг – моя любовь – источник мук...

 

См.: Вилькина Л.Н. Мой сад. СПб.: Гриф, 1906. С. 58-59.

41. Скорее всего, имеются в виду М. А. Кузмин и В. Ф. Нувель.

42. См. прим. 30.

43. Платер – Николай Георгиевич (? – 1957) – коллекционер, устроитель выставок. См. о нем: Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Кн. 4-5. С. 429-432; Константин Андреевич Сомов... С.150, 199, 544, 559.

44. Вероятно, речь идет о П. Маслове. См.: Богомолов Н.А. Указ. соч. С. 231.

45. Зина (здесь и далее) – З.А. Венгерова.

46. Письмо написано на плотной бумаге с отпечатанным на верху листа коричневой краской рисунком в квадратной рамке: голова юноши, (в венке, с серьгой), его рука, держащая за узду лошадь, сверху – растительный орнамент (листья). 

47. Гофман – из контекста трудно установить, кто имеется в виду – Виктор Викторович Гофман (1884-1911) – поэт или Модест Людвигович Гофман (1887 -1959) – поэт, критик, литературовед. И тот, и другой вращались в среде символистов.

48. Весной 1907 г. А. Бенуа посетил Испанию. См.: Бенуа А.Н. Указ. соч. Кн.4-5. С. 453-454. О своем путешествии А. Бенуа писал К. А. Сомову:

                              «[Париж], 1 мая 1907 г.

<...> Я только что вернулся из Испании. Напрасно ты не поехал.» См.: Константин Андреевич Сомов... С. 453.

49. Очевидно, что Л. Н. Вилькиной было известно об отношениях М. А. Кузмина и К. А. Сомова осенью 1906 г. Несмотря на этот роман и дружбу, продолжавшуюся несколько лет, К. А. Сомов в 1916 г. писал в своем дневнике о бывшем любовнике и друге без какого-либо намека на нежные чувства в прошлом:

                                  «31 декабря 1916 г.

<...> Днем у меня были Кузмин и Кожебаткин. Кузмин жалкий старичок, очень грязный и с совершенно черными ногтями, с седыми небритыми щеками. Мне было с ним скучно, показывал им свои рисунки. <...>» См.: Константин Андреевич Сомов... С. 169.

50. Гюнтер – см. прим. 27.

51. Валя (здесь и далее)- Вальтер Федорович Нувель (1871 – 1949). См. о нем: Бенуа А. Указ. соч.; Богомолов Н.А. Указ. соч. С. 216-304.

52. Потемкин Петр Петрович (1886-1926) – поэт. См.: Русская поэзия серебряного века. 1890 – 1917. Антология. М.: Наука, 1993. С. 665-669; Ремизов А.М. Петербургский буерак. Paris: LEV, 1981.

53. См. прим. 29.

 

 

Б и б л и о г р а ф и я

 

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 320с.

Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Сочинения в 2 т. Том 1. М.: Худож. лит., 1990. С. 3-34.

Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.:  Наследие, 1994. С. 3-38.

Адаскина Н. Художественная теория русского авангарда // Вопросы искусствознания. М., 1994. № 1. С. 322-330.

Азадовский К. М. О «народном» поэте и «святой Руси» («Гагарья судьбина» Николая Клюева) // Новое литературное обозрение. № 5. 1993. С. 88-103.

Азадовский К. М., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. М.:  Наука, 1991. 190 с.

Азадовский К. М., Лавров А. В. З. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество // Гиппиус З. Н. Сочинения. Стихотворения. Проза. Л.: Худож. лит., 1991. С. 3-49.

Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. М., 1940. 497 с.

Алексей Ремизов. Исследования и материалы / Отв. ред. А. М. Грачева. СПб.:  Изд. Дмитрия Буланина, 1994. 286 с.

Альманах «Гриф». 1903-1913. М., 1914. 187 с.

Андреева-Бальмонт Е. А. Воспоминания. М.: Изд. имени Сабашниковых, 1996.

Андрей Белый: Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М.: Сов. писатель, 1988. 831 с.

Анненский И.  Ф. Стихотворения и трагедии. Л.: Сов. писатель, 1990. 639 с.

Антология акмеизма:  Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки. Мемуары / Вступит ст., сост. и прим.  Т. А. Бек. М.:  Моск. рабочий, 1997. 395 с.

Асмус В. Ф. Философия и эстетика русского символизма // Литературное наследство. Т. 27-28.  М., 1937. С. 1-53.

Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000. С. 21-80.

Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. 557 с.

Ахматова А. А. Сочинения. Т. 1-3. Париж: YMCA-Press, 1983.

Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л.:  Сов. писатель, 1969. 490 с.

Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поэзии // Бальмонт К. Горные вершины. М.: Гриф, 1904. С. 75-95.

Баран Х. Поэтика русской литературы начала XX века. М.: Прогресс; Универс, 1993. 368 с.

Батай Ж. Литература и зло. М.: Изд. МГУ, 1994. 167 с.

Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.:  Худож. лит., 1986. 543 с.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 422 с.

Башмакова Н. В. Слово и образ: О творческом мышлении Велимира Хлебникова. Хельсинки, 1987. 288 с.

Белая Г. Авангард как богоборчество // Вопросы литературы. 1992. Вып. III. С. 115-124.

Белая Г. Смена кода в русской культуре XX века как экзистенциальная ситуация // Литературное обозрение. 1996. № 5/6. С. 111-116.

Белый А. Арабески. М., 1911.

Белый А. Начало века. М.: Худож. лит., 1990. С. 304-316.

Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910. 673 с.

Белый А. Сочинения в 2 т. М.: Худож. лит., 1990.

Белый А. Sanctus amor (рец.) // Весы1908. № 3. С. 90-92.

Бенуа А. Н. Мои воспоминания.  В 5 кн. М.: Наука, 1990.

Бердяев Н. А. Декадентство и мистический реализм // Русская мысль. 1907. №6. С.114-123.

Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: СП Интерпринт, 1990. 48 с. (Репринт издания 1918 г.).

Бердяев Н. А. Метафизика пола и любви // Перевал. 1907. № 5. С. 7-17; № 6. С. 24-36.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. 568 с.

Бирюков С. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. Пособие для учащихся. М.: Наука, 1994. 286 с.

Бирюков С. Теория и практика русского поэтического авангарда. Тамбов, 1998. 232 с.

Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Т. 1-5. М.: Наука, 1997.

Блок А. А. Собрание сочинений в 8 т. М.: Худож. лит., 1960.

Блоковский сборник VII: А. Блок и основные тенденции развития литературы начала XX века / Ред. З. Г. Минц. Тарту, 1986. 162 с. (Учен. зап. Тарт. ун-та. Вып. 735).

Блоковский сборник X: А. Блок и русский символизм: Проблемы текста и жанра / Ред. З. Г. Минц. Тарту, 1990. 183 с. (Учен. зап. Тарт. ун-та. Вып. 881).

Бобринская Е. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусство­знания. 1995. №1/2. С. 476-495.

Бобринская Е. «Предметное умозрение» (К вопросу о визуальном образе текста в кубо­футуристической эстетике) // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 31-48.

Богомолов Н. А. «Мы – два грозой зажженные ствола... »:  Эротика в русской поэзии – от символизма до обериутов // Литературное обозрение. 1991. № 11. C. 52-58.

Богомолов Н. А. Итальянские письма Нины Петровской // Русско-итальянский архив. Trento, 1997. С. 115-155.

Богомолов Н. А., Малмстад Дж. Э. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 317 с.

Бодлер Ш. Искусственные Раи. М.: ЛИА Р. Элинина, 1991. 135 с.

Бройтман С. Н. Из словаря «Русский символизм» // Дискурс. 1998. № 7. С. 92-97.

Бройтман С. Н. Русская лирика XIX – начала XX в. в свете исторической поэтики:  Субъектно-образная структура. М.: Изд. РГГУ, 1997. 307 с.

Брюсов В. Я. Дневники 1891 – 1910. М., 1927. 345 с.

Брюсов В. Я. О искусстве. М., 1899. С. 14-27.

Брюсов В. Я. Письма к Л. Н. Вилькиной / Публ. С. С. Гречишкина и А. В. Лаврова // Ежегодник Рукописного Отдела Пушкинского дома на 1973 г.  Л.: Наука, 1976. С. 126-135.

Брюсов В. Я. Собрание сочинений  в 7 т. М.: Худож.  лит., 1973-1975.

Брюсов В. Я. Среди стихов. 1894-1924:  Манифесты. Статьи. Рецензии. М.: Сов. писатель, 1990. 720 с.

Буало Н. Поэтическое искусство. М.: ГИХЛ,  1957.  232 с.

Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и новое русское национальное искусство. Б. м., б. г.

Васильев И. Е. Русский литературный авангард начала XX века (Группа 41о). Екатеринбург, 1995. 147 с.

Вейдле В. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. С. 268-292.

Вилькина Л. Н. Мой сад:  Сонеты и рассказы. М.: Гриф, 1904. 212 с.

Волошина-Сабашникова М. Зеленая змея: мемуары художницы. СПб.: Андреев и сыновья, 1991. 412 с.

Волынский А. Л. Декадентство и символизм // Борьба за идеализм. СПб., 1900. С. 23-34.

Воспоминания о Серебряном веке. М.: Республика, 1993. 559 с.

Воспоминания об Андрее Белом. М.: Республика, 1995. 590 с.

Время Дягилева: Универсалии Серебряного века: Материалы третьих Дягилевских чтений. Вып. первый. Пермь: Арабеск, 1993. 262 с.

Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 237-306.

Гаспаров В. Еще раз о прекрасной ясности: эстетика М. Кузмина в зеркале ее символического воплощения в поэме «Форель разбивает лед» // Wiener Slawisticher Almanach. 1989. Band 24. S. 110-124.

Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1968-1973.

Гинзбург Л. Я. Записи 20-30-х годов // Новый мир. 1992. № 6. С. 159.

Гинзбург Л. Я. О лирике. М.-Л.: Сов. писатель, 1964. 384 с.

Гинзбург Л. Я. Претворение опыта. Рига – Л., 1981. С.161-162.

Гиппиус-Мережковская З. Н. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951. С.142-160.

Гиппиус З. Н. О бывшем // Возрождение. Paris, 1970. № 218. С. 52-70; № 219. С. 57-75; № 220. С. 53-75.

Гиппиус З. Н.  Стихотворения. СПб.: Академический проект, 1999. 592 с.

Гиппиус З. Н. Собрание стихов. 1889-1903 гг. М.: Скорпион, 1904. 344 с.

Гиппиус З. Н. Чертова кукла: Проза. Стихотворения. Статьи. М.: Современник, 1991. 585 с.

Гиппиус З. Н. Contes d'Amour (Дневник любовных историй) // Возрождение. 1969. № 211-212.

Гнедов В. Собрание стихотворений / Под ред. Н. Харджиева и М.Марцадури. Тренто, 1992. 276 с.

Городецкий С. М. Избранные произведения. В 2 т. М., 1987.

Гофман М. Романтизм, символизм и декадентство: Книга о русских поэтах последнего 10-летия. М., 1909. 189 с.

Григорьев В. П. В. Хлебников: от театра размеров к театру невозможного // Новое литературное обозрение. М., 1998. № 33. С. 108-117.

Григорьев В. П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М., 1986. 256 с.

Гриц Т. С. Проза Велемира Хлебникова // Литературное обозрение. 1996. № 5/6. С. 19-29.

Гречишкин С. С., Лавров А. В. Биографические источники романа Брюсова «Огненный ангел» // Wiener Slawistischer Almanach. 1978. Bd. 1. S. 79-107; Bd. 2. S. 73-96.

Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда // Вопросы литературы. 1992. Вып. I. С. 42-61.

Грякалова Н. Ю. Акмеизм: Мир, творчество, культура // Русские поэты «Серебряного века»: В 2 т. Антология. Т. 1. Л.: Изд. ЛГУ, 1991. С. 5-30.

Грякалова Н. Ю. Н. С. Гумилев и проблемы эстетического самоопределения акмеизма // Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. С. 103-123.

Грякалова Н. Ю. От символизма к авангарду. Опыт символизма и русская литература 1910-х ­-  1920-х годов (Поэтика. Жизнетворчество. Историософия). СПб., 1998. Авторе­ферат дисс.  на соиск. учен. степ. докт. филол. наук. СПб., 1998. 36 с.7

Гумилев Н. С. Стихи. Проза. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1992. 544 с.

Гумилев Н. С. Колчан. Стихи. М.-Пг.:  Альциона, 1916. 102 с.

Гурвич И. Анна Ахматова и новое мышление // Russian Literature. 1997. Vol. XLI. № II. C. 121-195.

Гуро Е. Небесные верблюжата. Ростов-на-Дону:  Изд. Рост. ун-та, 1993.  284 с.

Гуро Е. Сочинения. Berkeley, 1996. 365 с.

Гуро Е. Шарманка: Пьесы. Стихи. Проза. СПб.: Сириус, 1909. 241 с.

Гурьянова Н. Толстой и Ницше в «творчестве духа» Елены Гуро // Europa Orientalis. 1994. № 1.  С. 63-76.

Гюнтер Х. Художественный авангард и социалистический реализм // Вопросы литературы. 1992. Вып. III. С. 161-175.

Дуганов Р. В. Велимир Хлебников. Природа творчества. М.: Сов. писатель, 1990. 349 с.

Дёринг-Смирнова И. Р., Смирнов И. П. «Исторический авангард» с точки зрения эволюции художественных систем // Russian Literature. 1980. № VIII. С. 401-468.

Евреинов Н. Театр для себя. В 2 ч. Пг., 1915-1916.

Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989. 203 с.

Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда.  СПб.: Академический проект, 1995. 471 с.

Жизнь и смерть Нины Петровской / Публ. О. Гарэтто // Минувшее. 8. Париж, 1989. С. 7-138.

Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: AXIOMA, 1996. 230с.

Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С. 100-121.

Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973. 183 с.

Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

Жолковский А. К. Страх, тяжесть, мрамор (Из материалов к жизнетворческой биогра­фии Ахматовой) // Wiener Slawistischer Almanach. Bd 36. 1995. С. 119-154.

Забытый авангард. Россия. Первая треть XX столетия / Сост. К. Кузьминский, Дж. Янечек, А. Очеретянский. Wien, 1988 (Wiener Slawistisher Almanach. Sbd. 21).

Закржевский А. В царстве женственной неги (поэзия Александра Блока) //  В мире искусств. 1907. № 9-10. С. 17.

Зенкевич М. А. Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары. М.: Школа-Пресс, 1994. 687 с.

Зиновьева-Аннибал Л. Д. Кольца. М.: Скорпион, 1904. 224 с.

Зиновьева-Аннибал Л. Д. Трагический зверинец. Рассказы. Томск: Водолей, 1997. 223 с.

Злыднева Н. Рукописное в поэтике авангарда // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.  С. 71-74.

Иванов Вяч. И. Борозды и межи. М., 1916. 139 с.

Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428с.

Иванов Вяч. И. Символисты и символизм // Заветы. 1914. № 2. Отд. 2. С. 71-84.

Иванов Вяч. И. Собрание сочинений. Т. 1-3. Брюссель, 1971-1979.

Иванов Вяч. Вс. Хлебников и типология авангарда ХХ века // Russian Literature. 1990. Vol. XXVII. № 1. С. 12-25.

Иванов Вяч. Вс. 1913 год. Триптих (III. Пастернак и бессмертие: 1913) // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 210-214.

Иванова Л. В. Воспоминания: Книга об отце / Подг. текста и комм. Дж. Мальмстада. М.: Культура, 1992. 428 с.

Из переписки Н. И. Петровской / Публ. Р. Л. Щербакова и Е. А. Муравьевой // Минувшее. Т. 14. М.; СПб., 1993. С. 367-396.

Исаев С. Г. Поэтика и семиотика «взрыва» в прозе А. Блока // Александр Блок и миро­вая культура. Великий Новгород, 2000. С. 133-141.

История русской литературы. В 4 т. Т. 4 / Ред. К. Д. Муратова. Л., Наука, 1983.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т. М.: Искусство, 1962-1970.

Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. 367 с.

Канчефф Э. Заметки о понимании декадентской и символистской литературы // Кон­стан­тин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века. Вып. 4. Иваново, 1999. С. 204-213.

Кихней Л. Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. М.: Диалог-МГУ, 1997. 232 с.

Клинг О. А. Футуризм и «старый символистский хмель» // Вопросы литературы. 1996. № 5. С. 56-62.

Клинг О. А. Влияние символизма на постсимволистсткую поэзию в России 1910-х годов (проблемы поэтики). М., 1996. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук. М., 1996. 49 с.

Клинг О. А. Поэтический стиль М. Цветаевой и приемы символизма: притяжение и отталкивание // Вопросы литературы. 1992. № 3. С. 70-91.

Клинг О. А. Продуктивность художественных открытий // Вопросы литературы. 1983. № 1. С. 213-220.

Клинг О. А. Стилевое становление акмеизма: Н. Гумилев и символизм // Вопросы лите­ратуры. 1995. Вып. 5. С. 101-125.

Клуге Р.-Д. Символизм и авангард в русской литературе – перелом или преемствен­ность? // Литературный авангард. Особенности развития. М., 1993. С. 53-69.

Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. СПб.: Академический проект, 1999. 240 с.

Кобринский А. А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда ХХ века.  В 2 кн. М.: Изд. Моск. культурологич. лицея, 1999.

Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. М.: Искусство, 1990. 357 с.

Колобаева Л. А. Иван Бунин и модернизм // Научные доклады филологического факультета МГУ. Вып. 3. М., 1998. С. 173-188.

Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XX-XIX веков. М.: Изд. МГУ, 1990. 334 с.

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1979. 624 с.

Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М.: Радикс, 1995. 380 с.

Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Содержательность форм в художественной литерату­ре. Куйбышев, 1990. С. 29.

Корниенко С. В «Сетях» Михаила Кузмина. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. 147 с.

Крусанов А. В. Русский литературный авангард: 1907-1932. В 3 т. Т. 1. СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. 320 с.

Крученых А. Заумный язык у Сейфуллиной... Книга 127-я. Изд-е Всероссийского союза поэтов. М., 1925.

Крученых А. Сдвигология русского стиха. М., 1922. 80 с.

Крученых А. Собственные рассказы и рисунки детей. Собрание А. Крученыха. Б. м., 1914.

Крученых А. Фактура слова: Декларация. М., 1923.

Крученых А. Е. Избранное / Под ред. В.Маркова. Munich: Wilhelm Fink Verlag, 1973. 421 с.

Кузмин М. А.  Избранные произведения. Л.: Худож. лит., 1990. 576 с.

Кузмин М. А. Неизданная  несобранная проза. Berkeley, 1990. (Modern Russian Literature and Culture. Vol. 8, 9).

Кшицова Д. Поэтика русского модернизма и раннего авангарда (Импульсы Романа Якобсона) // Sbornik praci filosoficke fakulty Brnenske University. Brno, 1996. C. 221-228.

Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е годы. Жизнь и литературная деятельность. М.: Но­вое литературное обозрение, 1995. 335с.

Лавров А. В. Вокруг гибели Надежды Львовой // De visu. 2 (3). 1993. С. 5-12.

Лавров А. В. Мифотворчество аргонавтов // Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978.  С. 167-168.

Лавров А. В. «Новые стихи Нелли» – литературная мистификация Валерия Брюсова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1985.  М.: Наука, 1987. С. 70-96.

Ланн Ж. К. Русский футуризм  // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

Левин Ю. И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Русская семанти­ческая поэтика как потенциальная  культурная  парадигма // Russian Literature. 1974. № 7/8.  С. 47-82.

Лейдерман Н. Л. Логика бунта: к характеристике художественной системы раннего Маяковского // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литера­туре. Свердловск, 1990. С. 3-17.

Лекманов О. Книга об акмеизме. М., 1998. (Учен. зап. Московского культурологичес­кого лицея № 1310. Сер. Филология. Вып. 4).

Лившиц Б. К. Полутороглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. Л.: Сов. писатель, 1989. 720 с.

Литературное наследство. Т. 85. Валерий Брюсов. М.: Наука, 1976. 854 с.

Литературное наследство. Т. 89. Александр Блок. Письма к жене. М.: Наука, 1978. 414 с.

Литературное наследство. Т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 1-5. М.: Наука, 1980-1993.

Литературное наследство. Т. 98. Валерий Брюсов и его корреспонденты. В 2 кн. М.: Наука, 1991-1994.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX в. М.: Наука, 1975. 415 с.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд. МГУ, 1980. 639 с.

Локс К. Повесть об одном десятилетии (1907-1017) / Публ. Е. В. Пастернак и К. М. Поливанова // Минувшее. Т. 15. М.; СПб., 1994. С. 40-41.

Лосев А. Модернистская модель // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. № 1. 1996. С. 14-17.

Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 376 с.

Лотман Ю. М. Между вещью и пустотой (из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 731-732.

Лукницкая В. К. Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л.: Лениздат, 1990. 302 с.

Лундберг Е. О футуризме // Русская мысль. 1914. № 3. С. 19-23.

Львов В. Сатиры и нимфы (Литература за прошлый год) // Образование. 1908. № 1. С. 67.

Львова Н. Старая сказка. М.: Альциона, 1914. 128 с.

Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М.: Мартин, 1997. 224 с.

Магомедова Д. М. Концепция «музыки» в творчестве А. Блока. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: Изд. МГУ, 1975.  27 с.

Маковский Ф. Что такое русское декадентство // Образование. 1905. № 9. Отд. 1.  С. 125.

Малевич К. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1. М.: Гилея, 1995.

Мандельштам О. Э. Сочинения. В 2 т. М.: Худож. лит., 1990.

Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. С. 171-207.

Марков В. Манифесты и программы русского футуризма. Munchen, 1967. 378 с.

Марков В.  О Хлебникове (попытка аналогии и сопротивления) // Марков В. О свободе в поэзии. СПб.: Изд. Чернышева, 1994. С. 170-213.

Маяковский В. В. Полное собрание сочинений. В 13 т. М.: Худож. лит., 1955-958.

Мережковский Д. С. Эстетика и критика. В 2 т. Т. 1. М.: Искусство;  Харьков: Фолио, 1994.

Минералова И. Русская литература серебряного века (поэтика символизма). М.: Изд. Лит. ин-та им. Горького, 1999. 226 с.

Минский Н. Альма: Трагедия из современной жизни. В 3-х действиях. СПб., 1900. 127 с.

Минц З. Г. Блок и русский символизм // Литературное наследство. Т. 92. Кн. 1. М.: Нау­ка, 1980. С. 98-172.

Минц З. Г. Неопубликованное произведение Елены Гуро «Бедный рыцарь» // Russian Li­te­ra­ture XXIX (1991).  С. 1-24. 

Минц З. Г. Об эволюции русского символизма (К постановке вопроса: тезисы) // А. Блок и основные тенденции развития литературы начала XX века. Блоковский сборник. Тарту VII. Тарту, 1986. С. 7-24.

Минц З. Г. Футуризм и «неоромантизм» (к проблеме генезиса и структуры «История бед­ного рыцаря» Ел. Гуро) // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 822. Тарту, 1988. С. 109-121.

Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. 880 с.

Мирза-Авакян М. Л. Из истории поэзии русского модернизма 1890-1900-х гг.: (Вопросы становления поэтических школ). Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. докт. филол. наук. Ереван, 1975. 25 с.

Мирза-Авакян М. Л. Образ Нины Петровской в творческой судьбе В. Я. Брюсова // Брю­сов­ские чтения 1983 года. Ереван, 1985. С. 223-234.

Михаил Кузмин и русская культура XX века: Тезисы и материалы конференции 15-17 мая 1990 г. Л., 1990. 256 с.

Модернизм и постмодернизм в русской литературе и культуре / Под. ред. П. Песонена, Ю. Хейонена и Г. В. Обатнина. Helsinki, 1996. 486 c.

Мочульский К.  Валерий Брюсов.  Paris, 1962. 148 с.

Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства.  М.: Искусство, 1994. 352 с.

Нарбут В. И. Избранные стихи. Paris: La presse Libre, 1983. 285 с.

Нарбут В. И. Стихотворения. М.: Современник, 1990. 445 с.

Недоброво Н. В. Анна Ахматова // Ахматова А. А. Сочинения. Т.3. Париж: YMCA-Press, 1983. С.470-489.

Неизданный Федор Сологуб / Под ред. М. М. Павловой и А. В. Лаврова. М.: Новое литературное обозрение, 1997. 425 с.

Нива Ж. Русский символизм // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995. С. 73-105.

Никольская Т. Игорь Терентьев – поэт и теоретик «Компании 410» // Терентьев И.  Собрание сочинений. Eurasiatica. T. 7. Bologna, 1988. С. 22-36.

Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990.

Оболенская (Хабиас) Н. Собрание стихотворений / Изд. подг. А. Галушкин, В. Нехотин. М.: Совпадение, 1997. 143 с.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. С. 230-263.

Офросимов Ю. Джеттатура // Новое русское слово.  1954. 17 января.

Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998. 415 с.

Паперный В. З. Культура Два. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 384 с.

Пастернак Б. Л. Об искусстве. М.: Искусство, 1990. 399 с.

Первый журнал русских футуристов. № 1/2 .Пг., 1914.

Петровская Н. Sanctus amor. М.: Скорпион, 1908.  125 с.

Петровская Н. Из «Воспоминаний» / Публ. Ю. А. Красовского // Литературное наслед­ство.  Т. 85. М.: Наука, 1976. С. 773-789.

Песонен П. Тексты жизни и искусства: Статьи по русской литературе. Хельсинки, 1997. (Slavica Helsingensia. 18). 194 с.

Петров В. Калиостро: Воспоминания и размышления о М. А. Кузмине / Публ. Г. Шма­ко­ва // The New Review. Новый Журнал. 1968. Кн. 163. С. 98-112.

Письма Андрея Белого к Н. И. Петровской  / Публ. А. В. Лаврова // Минувшее. Т. 13. М.; СПб., 1993. С. 198-214.

Письма З. А. Венгеровой к С. Г. Балаховской-Пети / Publications, commentaries et notes de Rosina Neginsky // Revue des etudes slaves. 1995. T. 67. Fasc. 1-4.

Письма Д. С.Мережковского к Л. Н. Вилькиной / Публ. В. Н. Быстрова // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1991 год. СПб.: Академический проект, 1994. С. 209-251.

Письма З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсову //  Российский литературоведческий журнал. № 5-6. М., 1994. С. 276-322. 

Письма Н. И. Петровской к О. И. Ресневич-Синьорелли и Ю. Айхенвальду / Публ. Э. Гарэтто // Минувшее. 8. Париж, 1989. С. 133-138.

Письмо Н. И. Петровской к А. С. Ященко // Русский  Берлин. 1921-1923. Paris: YMCA-Press, 1983. С. 230-231.

Поляков ВКниги русского кубофутуризма. М.: Гилея, 1998.

Пощечина общественному вкусу. М.: Изд.  Г. Л. Кузмина, 1913.

Поэзия русского футуризма. СПб.: Академический проект, 1999. 752 с.

Радин Е. П. Футуризм и безумие.  СПб., 1914. 95 с.

Раскина Е. Ю. Мотив «благочестивого творчества» («смиренного знания») в художест­вен­ной программе акмеизма // Русская литература. 1999. № 3. С. 168-175.

«Распоясанные письма» В. Розанова / Вступление, публ. и прим. М. Павловой // Литера­тур­ное обозрение. № 11. 1991. С. 67-71.

Ремизов А. М. Весеннее порошье. СПб.: Сирин, 1915.

Ремизов А. М. Взхвиренная Русь. М.: Советская Россия, 1990. 398 с.

Ремизов А. М. Петербургский буерак. Paris: LEV, 1981.

Ремизов А. М. Собрание сочинений. В 8 т. СПб.:  Шиповник, 1910-1912.

Русская литература конца XIX – начала XX в. 1901-1907. М.: Наука, 1971.592 с.

Русская литература конца XIX – начала XX в. 1908-1917. М.: Наука, 1972.

Русская литература конца XIX – начала XX в.  Девяностые годы. М.: Наука, 1968. 423 с.

Русская поэзия серебряного века. 1890-1917:  Антология. М.: Наука, 1993. 784 с.

Русский литературный авангард. Тренто, 1990. 289 с.

Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. М.: Наследие, 2000. 480с.

Рыкающий Парнас. СПб., 1913.

Савкина И. Образ богоматери и проблема идеально-женственного в русской женской поэзии XX века// Русские писательницы и литературный процесс в конце XVIII – первой трети XX вв. Band 2. Verlag F. K. Gopfert – Wilhelmshorst, 1995. С. 155-168.

Садок судей. [Сб. I. СПб.,] 1910.

Садок судей. Сб. II. СПб., 1913.

Сарабьянов Д. В. Русский авангард перед лицом религиозной философской мысли // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 7-19.

Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Высшая школа, 1993. С. 318-449.

Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма: Проблемы «жизнетворчества». Воронеж: Изд.  Воронежского ун-та, 1991. 317 с.

Сахно И. М. Русский авангард: живописная теория и поэтическая практика. М.: Диалог-МГУ, 1999. 389 с.

Светлое око мира (круглый стол по авангарду) // Человек. 1990. № 2. С. 75-82.

Сегал Д. М. Память зрения и память смысла (Опыт семантической поэтики. Предварительные заметки) // Russian Literature. 1974. № 7/8. С. 121-131.

Секе К. Дихотомия культуры и «субкультуры» в русском модернизме // Studia Slavica Hungariae. 42. 1997. C. 417-423.

Серебряный век в России. Избранные страницы. М.: Радикс, 1993. 340 с.

Серебряный век русской литературы. Проблемы, документы. М.: Изд. МГУ, 1996. 172 с.

Сиднева Т. Исчерпание великого опыта (о судьбе русского символизма) // Искусство XX века: Уходящая ли эпоха. Сб. ст. Т. I. Нижний Новгород, 1997. С. 452-470.

Силард Л. Теория карнавализации. От Вячеслава Иванова до М. Бахтина. Будапешт, 1989. 242 с.

Смирнов И. П. Барокко и опыт поэтической культуры начала XX века // Славянское барокко: Историко-культурные проблемы эпохи. М.: Наука, 1971. С. 335-361.

Смирнов И. П. Бытие и творчество. СПб., 1996. 192 с. (Приложение к альманаху «Ка­нун». Вып. 1).

Смирнов И. П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтиз­ма до наших дней. М.: Новое литературное обозрение, 1994. 351 с.

Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977.

184 с.

Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. М.: Правда, 1988.

Сологуб Ф. К. Символизм о символизме // Заветы. 1914. № 2. С. 75.

Сологуб Ф. К. Стихотворения. Л.:  Сов. писатель, 1975. 453 с.

Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингви­сти­ки, философии, искусства. М.:  Наука, 1985. 332 с.

Сюриа М. Жорж Батай или Работа смерти // Иностранная литература. 2000. №4. С. 164-177.

Тамарченко Н. Д. Автор-творец // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1999. Вып. 2. С. 5-6.

Тастевен Г. Футуристы: (На пути к новому символизму). С приложением главных футуристических манифестов Маринетти. М.: Ирис, 1914.

Терентьев И. Крученых грандиозарь. Тифлис, 1919. 123 с.

Терентьев И. Собрание сочинений. Eurasiatica. T. 7. Bologna, 1988.

Терентьевский сборник. М.: Гилея, 1996.

Тименчик Р. Д. Заметки об акмеизме // Russian Literature. 1974. № 7/8. С. 19-46.

Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917. М.: Культура, 1995. 412 с.

Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Толстой Л. Н. Собрание сочинений В 20 т. Т. 15. М.: Худож. лит., 1964. С. 44-242.

Топоров В. Н. О «блоковском слое» в романе Андрея Белого «Серебряный голубь» // Russian Literature. Vol. XL. № II. 1996. С. 167-190.

Трансцендентальный; Трансцендентный // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 665.

Требник троих. Сборник стихов и рисунков. М.: Изд. Г. Л. Кузьмина и С. Д. Доленского, 1913.

Туфанов А. В. К зауми. Фоническая музыка и функции согласных фонем. Пг., 1924. 53 с.

Туфанов А. В. На пути к вечной юности // Северный гусляр. № 10-11. 1915. С. 35-38.

Туфанов А. В. Ушкуйники. Сост. Ж.-Ф. Жаккар и Т. Никольская. Berkeley, 1991. (Berkeley Slavic Specialities. Modern Russian Literature a. Culture. Studies and Texts. Vol. 27).

Туфанов А. В. Автобиография / Публ. Н. А. Богомолова // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993. С. 89-93.

Тырышкина Е. В. «Крестовые сестры» А. М. Ремизова (поэтика и концепция). Ново­сибирск: Изд. НГПУ, 1997. 235 с.

Тырышкина Е. В. «Крестовые сестры» А. М. Ремизова: Интерпретация Апокалипсиса (функционирование мотива «чужого» текста) // Russian Literature. 1995. Vol. XXXVII. P. 109-126.

Тырышкина Е. В. «Синайский патерик» в «Крыльях» М.Кузмина (христианский текст в нехристианском контексте) // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск, 1994. С. 300-307.

Тырышкина Е. В. А. М. Ремизов и идейно-художественные поиски символизма (к проб­леме метода) // Русская литература XX века. Екатеринбург, 1992. С. 72-79.

Тырышкина Е. В. З. Гиппиус – Е. Гуро: идеал фемининности // VI AICCEESS World Congress, Tampere, Finland, 29 July – 3 August 2000. Abstracts. Tampere, 2000. С. 443-444.

Тырышкина Е. В. Л. Вилькина. В поисках собственного образа // Models of Self: Russian Women's Autobiographical Texts. Helsinki: Kikimora, 2000. C. 141-154.

Тырышкина Е. В. Мотивы старообрядчества в творчестве А.М. Ремизова // Ученые за­писки Таллиннского гос. пед. ун-та.  A 13. Humaniora. Русская литература XX века в контексте европейской культуры. Таллинн, 1998. С.41-47.

Тырышкина Е. В. От декаданса к футуризму – логика эстетической эволюции (русская литература конца 19-го – начала 20-го века) // Slavia Orientalis.  1999. № 4. С. 537-548.

Тырышкина Е. В. Принципы мимесиса в русском авангарде 1910-х – 1920-х гг.) // Текст: проблемы и методы исследования. Барнаул, 2000. С. 106-116.

Тырышкина Е. В. Пространственное моделирование мира в русском литературном аван­гарде (функционирование и трансформация модели «тело-храм» // Obraz swiatyni w kulturze europejskiej. Prace interdyscyplinarne. W 2 ch. Chesc. 2. Czestochowa, 2001. S. 109-121.

Тырышкина Е. В. Религиозная концепция Е. Гуро и принципы авторской репрезентации в свете апокрифической традиции // Studia Slavica Finlandensia, Tome XVI. № 1. Institute for Russian and East European Studies, Helsinki, 1999. С.150-160.

Тырышкина Е. В. Сны и явь героинь «Крестовых сестер» А. М. Ремизова // Алексей Ремизов. Исследования и материалы. СПб., 1994. С. 53 – 57.

Тырышкина Е. В. Структура творческого акта в русском литературном авангарде (1910-е – начало 1910-х гг.) // Opera Slavica. Slavisticke Rozhledy. Brno, 2001. XI/1. C. 1-9. 

Тырышкина Е. В. Сюжет Саломеи – Иродиады в литературе 19 – начала 20 в. // Literatura Rosyjska. Nowe zjawiska. Reinterpretacje. Katowice, 1995. С. 82 – 98.

Тырышкина Е. В. Функции культуры старообрядчества в эстетико-философской концеп­ции А. М. Ремизова // Slavia Orientalis. 2001.  № 3. C. 287 – 297.

Тырышкина Е. В. Функционирование мотивов древнерусской культуры в «Крестовых сестрах» А. М. Ремизова // Slavia Orientalis.1995. № 4. С. 6-14.

Тырышкина Е. В. Ценностная ориентация автора в авангарде. К вопросу о традициях символизма (Хлебников, Маяковский, Крученых) // Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. VII международные Хлебниковские чтения. 7-9 сентября 2000г. Астрахань, 2000. С. 92-97.

Тырышкина Е. В. Эстетика русского литературного авангарда (1910-е – 1920-е гг.):  Учеб­ное пособие по спецкурсу. Новосибирск: ИДМИ,  2000. 84 с.

Тырышкина Е. В. Эстетика символизма в русской литературе 1900-х – 1910-х гг. // Prze­glad Rusycyztyczny. 2000. № 1(89). С. 7-21.

Тырышкина Е. В. «Sanctus amor» Н. Петровской в восприятии А. Белого // Literatura Rosyjska w nowych interpretacjach. Katowice, 1995. C. 30-40.

Тырышкина Е. В. Источник инспирации в русском литературном авангарде // Russian Literature. 2001. Vol. L (50). № 3. С. 534-548.

Тюпа В. И. Аналитика художественного. М.: Лабиринт, 2001.

Тюпа В. И. К новой парадигме литературоведческого знания // Эстетический дискурс: Семио-эстетические исследования в области литературы. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1991. С. 4-16.

Тюпа В. И. Парадигмы художественности (конспект цикла лекций) // Дискурс. № 3/4. 1997. С. 175-180.

Тюпа В. И. Поляризация литературного сознания // Literatura rosyjska XX wieku. Nowe czasy. Nowe problemy. Warszawa, 1992. С. 87-105. (Seria “Literatura na pograniczach”. № 1).

Тюпа В. И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998. 155 с.

Успенский Б. А. К поэтике Хлебникова: проблемы композиции // Успенский Б. А. Поэ­ти­ка композиции. СПб.: Азбука, 2000. С. 283-290.

X. <Гиппиус З. Н.> А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф, 1904. <рецензия> // Новый путь. 1904. № 12. С. 247.

Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.:  Академический проект, 1999. 507 с.

Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976.

376 с.

Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. В 2 т. М.: Гилея, 1997.

Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. Дневники. Воспоминания. Письма. М.: Радуга, 1991. 383 с.

Хлебников В. Неизданные произведения. М.: Худож. лит., 1940. 329 с.

Хлебников В. Собрание произведений Велимира Хлебникова. Л., 1928-1935. Т. 1-5.

Хлебников В. Творения. М.: Сов. писатель, 1987. 735 с.

Ходасевич  В. Ф. Колеблемый треножник. М.: Сов. писатель, 1991. С. 284-300.

Ходасевич В. Ф. Некрополь. М.: Сов. писатель, 1991. 365 с.

Цимборска-Лебода М. О поэтике Елены Гуро: Символическое и сакральное в «Бедном рыцаре» // Europa Orientalis.  1994. № 1. С. 105-136.

Цуканов А. Авангард есть авангард // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 286-292.

Честертон Г. К. В защиту обетов // Честертон Г. К. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. СПб.: Амфора, 2000. С. 244-245.

Чистякова М. Г. Утопия «чистого сознания» в искусстве авангарда. Автореферат дис­с. на соиск   учен. степ. канд. философ. наук. Тюмень, 1999. 18 с.

Чулков Г. Оправдание символизма // Чулков Г. Наши спутники. 1912-1922. М.: Изд. Н. В. Васильева, 1922. С. 112-123.

Чулков Г. Покрывало Изиды // Чулков Г. Сочинения. Т. 5. СПб., 1912. С. 120-132.

Шапир М. И. Что такое авангард // Русская альтернативная поэтика. М., 1990. С. 3-6.

Шапирштейн-Левс Я. Общественный смысл русского литературного футуризма. М., 1922. 122 с.

Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Й. Сочи­нения. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 218-256.

Шеррер Ю. Философско-религиозные искания в России в начале XX века // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995. С.180-208.

Шершеневич В. Г. Футуризм без маски: компилятивная интродукция. М., 1913.123 с.

Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6. М.: ГИХЛ, 1957. С. 385-477.

Шмаков Г. Михаил Кузмин и Рихард Вагнер // Wiener Slawistischer Almanach. 1989. Band 24. S. 40-51.

Шмидт Э. Василиск Гнедов: на краю молчания // Новое литературное обозрение. 1998.  № 33. C. 265-280.

Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова. Опыт анализа. Пг., 1923. 75с.

Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л.: Сов. писатель, 1969. 552 с.

Эллис [Кобылинский Л. Л.]. Русские символисты. Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый. М.: Мусагет, 1910. 256 с.

Энциклопедия символизма. Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др. М.: Республика, 1998. 429 с.

Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12. С. 225-232.

Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. 736 с.

Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-ГАРАНТ, 1996. 413 с.

Эткинд Е. Единство «Серебряного века» // Звезда. 1989. № 12. С. 185-194.

Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История русской литературы. XX век. Сере­б­ряный век. М., 1995. С. 460-487.

Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 547 с.

Яковлев Е. Г. Заметки об эстетике русского авангардизма // Философские науки. 1989. № 9. С. 90-95.

Bowlt J. E. David Burliuk, the Father of Russian Futurism // Canadian-American Slavic Studies. Vol. 20. № 1-2. 1986. Р. 25-35.

Calinescu M. Faces of Modernity: Avant-Garde, Decadence, Kitsch. Bloomington a. London, 1977. Р. 4-268.

Cheron G. The Diary of Mixail Kuzmin (1905-1906) //  Wiener Slawistischer Almanach. Band 17. 1986. S. 416-418.

Creating Life: The Aesthetic Utopia of Russian Modernism / Ed. by I. Paperno and J. D. Grossman. Stanford, 1994.

Cultural Mythologies of Russian Modernism: From the Golden Age to the Silver Age / Ed. by B. Gasparov, R. Hughes, I. Pаperno. Berkeley, University of California Press, 1992 (Califor­nia Slavic Studies. XV).

Doherty J. The Acmeist Movement. Oxford, 1995. 316 р.

Faryno J. Введение в литературоведение. Warszawa: Panstwowe wydawnictwo naukowe, 1991. С.108-520. 

Faryno J. Cемиотические аспекты поэзии Маяковского // Umjetnost Rijeci. God XXV, Izvanredni svesak: Knjizevnost – Avangarda – Revolucija. Ruska knjizevna avangarda XX. stolejeca.  Zagreb, 1981. S.225-260.

Flaker А. Symbolism or Modernism in Slavic literatures? // Russian Literature. 1979. Vol.VII. P.329-348.

Flaker А. Эстетический вызов и эстетическая провокация // Russian Literature. 1988. Vol. XXIII. С. 89-100.

Guro E. Selected Writings from the Archives / Ed. A. Ljunggren and N. Gurianova. Stokholm: Almqist & Wiksell International, 1995. 423 с. (Stokholm Studies in Russian Literature. Vol. 28).

Hansen-Love A. A. Mandel'shtam's Thanatopoetics // Readings in Russian Modernism. В приношение Владимиру Федоровичу Маркову / Под ред. Р. Вроона, Дж. Мальмстада. М.: Наука, 1993. P. 121-157.

Hansen-Love A. A. Концепция случайности в художественном мышлении обэриутов // Русский текст. № 2.1994. С. 28-45.

Janecek G. Aleksej  Krucenych's Literary Theories // Russian Literature. XXXIX. 1996. P. 1-12.

Klimowicz T. Nawiedzone (Baszkircewa – Piotrowska – Lwowa) // Studia rossica posnani­ensia. 1993. Z. 24. S. 83-97.

Ksicova D. Secese. Slovo a tvar. Brno:  Masarykova Univerzita, 1998. 318 s.

Malmstad J. E. Mixail Kuzmin: A Cronicle of his Life and Times // Кузмин М.АСобрание стихов. Т. 3. Munchen, 1977. P. 20-86.

Matich O. The Symbolist Meaning of Love: Theory and Practice // Creating Life: The Aesthetic Utopia of Russian Modernism. Stanford, 1994. P. 24-50.

Matich О. Zinaida Gippius: Theory and Praxis of Love // Readings in Russian Modernism. В приношение Владимиру Федоровичу Маркову. М.: Наука, 1993. P. 237-250.

Medaric M. Модерн как предавангардный стиль: Михаил Кузмин // Russian Literature. XXXVI-I. 1994. С. 56-80.

Minc Z. Неопубликованное произведение Елены Гуро «Бедный рыцарь» // Russian Lite­ra­ture. XXIX. 1991.  С. 1-24.

Papla E. Acmeism. Geneza i program. Wroclaw, Warszawa, Krakow, 1980. 211 s.

Poggioli R. The Theory of the Avant-garde. Cambridge, 1968.

Povelihina Alla. «Органическое» направление в русском авангарде XX века // Studia Slavi­ca Finlandensia. T. XVI/1. Helsinki, 1999. C. 11-29.

Schaffer D. R. The Religious component of Russian Symbolism // Studies in Honor of Xenia Gasiorowska. Columbus, Ohio, 1983. P. 88-95.

Slobin G. N. Polish Decadence and Modernist Russian Prose // American Cintributions ti the Tenth International Congress of Slavists. Sofia, September 1988. P. 381-391.

Smaga J. Dekadentyzm w Rosji. Wroclaw, Warszawa, Krakow, 1981. 312 s.

Smirnov I. P. Авангард и символизм (элементы постсимволизма в символизме // Russian Literature. 1988. Vol. XXIII. С. 147-168.

Tyryshkina Е. V. From Symbolism to Futurism (logic of aesthetic  evolution) //  XII Miedzy­na­rodowy Kongress Slawistow.  Krakow 27 VIII – 2 IX  1998. Streszczenia referatov i komu­ni­ka­tov. Literaturoznawstwo. Folklorystyka. Nauka o kulture. Warszawa: Energia, 1998. C. 211-212.

Van Baak J. J. Авангардистский образ мира и построение конфликта // Russian Litera­ture. 1987. Vol. XXI. С. 1-10.

Vogel L. The Poet's Wife: Ljubov' Dmitrievna Mendeleeva // Aleksandr Blok Centennial Conference. Slavica Publishers, Inc. Columbus, Ohio, 1984. P. 379-403.

Waszkielewicz Н. Modernistyczny starowierca. Krakow, 1994. 151 c.

West J. Russian Symbolism: A Study of V. Ivanov and the Russian Symbolist Aesthetics. London, 1970. 314 p.

Weststeijn W. G. Лирический субъект в поэзии русского авангарда // Russian Literature. Vol. XXIV-I. 1988.  С. 235-257.