Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Глава четвертая Эстетика авангарда (1910-е – начало 1920-х гг.)

 

                В авангарде автор стремится к максимально свободному самовыра­же­нию и тем самым – к максимальному влиянию на сознание адресата, и на внешнюю реальность как таковую. Авангардистский дискурс «состязате­лен» по своей природе и определяет особое напряжение творческой стра­тегии авангардиста. Авангардистская утопия проявляется прежде всего в неукротимой воле воздействия словом на мир напрямую – примерно так же, как это предполагается в оккультизме. Только такое действенное искусст­во объявляется истинным. Предстоит выяснить, каково это истинное ис­кусство с позиции автора-авангардиста. Анализ предполагает обращение к теоретическим статьям и манифес­там авангарда (т. е. заявленным теоретическим интенциям) и художествен­ным текстам. Нужно учесть тот факт, что разделение на теорию и практику здесь условно, так как нет и не может быть прямой дидактической связи (художественный текст как осуществление теоретической программы), а теоретические тексты авангарда являются как проективными, так и рефлексивными.

                Авангард акцентирует именно те моменты выхода в инобытие тво­рящего субъекта, которые можно характеризовать как моменты чистого вдохновения, одержимости, экстаза, или – глубокого погружения в «иное» («увидеть мир насквозь»). Символизм также придерживался «теории горе­ния» поэта двадцать четыре часа в сутки («дионисийские восторги»), но вдохновение в символизме всегда знаменовало слияние с Высшим Божест­вом и знаки присутствия Божества усматривались в реальности природы и культуры. В авангарде автор отражал мир  не как объективную данность в его предметных границах, а мир как поток трансцендентного (Т.), и – самое главное – автор выражал себя как «иное» (Т. с.).

                Творческий субъект в авангарде претендует на то, чтобы пред­став­лять собой и единственную реальность, и источник инспирации, и материал для преобразований, и форму, и явленный миру динамичный идеал. Это отчасти затрудняет систематический анализ материала.