Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Глава вторая Эстетика символизма в русской литературе (1900-е – 1910-е гг.)

 

                Почти каждый исследователь, пишущий о символизме, упоминает о том, что его идеология была идеологией гармонизации действительности (реакция на декаданс) и что символизм был религиозно-эстетической уто­пией, считавшей своим объектом преобразования бытие во всех проявле­ниях. Однако эстетическая природа символизма, с его стремлением быть искусством и одновременно сверхискусством, до сих пор не исследована в должной мере.

                Художник-символист, посвятивший свою жизнь служению Высшему и Истинному, стремился к собственному совершенству во имя вечно стано­вящегося бытия. Позиция теурга наделяла автора громадной властью и такой же ответственностью (подвиг и жертва художника). Творчество во имя Вселенского преображения в Духе, где все бы стали едины и бого­подобны – вот вектор совершенства символизма. Искусство в данном слу­чае уже не только техника (мастерство), не только медитация и духовная практика как путь самопознания, но и форма религиозной практики. Вслед за романтиками символисты акцентировали медитативную сторону искус­ства и центральными вопросами символизма были вопросы природы и целей творчества.