Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

4.2.2. Идеологические концепты в романе Счастливая Москва

Центральными идеологическими концептами платоновского творчества

являются слова революционной лексики революция,  социализм,  комму-

низм. Их центральность определяется не только наивысшей частотностью,

но и значительной смысловой нагрузкой в повествовании писателя, ведь

главные произведения Платонова повествуют о начальной эпохе советской

власти в России, о революции, гражданской войне, об установлении

советской власти, коллективизации и индустриализации. Реалии первых

десятилетий советской жизни неизменно просвечивают в его произве-

дениях, которые и тематически все более и менее объединены одним

кругом вопросов: это . судьба строителей социализма и коммунизма в

России. Исследователи платоновского языка усматривают в платоновском употреблении идеологической лексики отчасти отображение некоторых

черт реального языка революционной эпохи524, отчасти реализацию общих

для литературы первого десятилетия советской власти стилистических и

языковых приемов, однако главной особенностью функционирования

общественно-политической лексики у Платонова, как отмечает Т. Радбиль

(1998: 8), является ее "мифологическое переосмысление в языковой

картине мира героев платоновской прозы"525. Так, например, коммунизм

для героев Платонова . не столько общественная формация, сколько

причудливое сочетание политических представлений с христианскими

религиозными понятиями и идеями: марксистская идея о конце истории в

коммунизме связывается в уме героев с идеями библейского "второго

пришествия Христа", светопреставления и вечной жизни в раю и т.д.526 К

архаическим представлениям, в свою очередь, восходит частое

приписывание коммунизму свойств субъекта: коммунизм . это нечто, что

само "организуется", "наступает", "существует", "рождается", "находится",

"помещается" и т.д.; при этом, как замечает Э. Рудаковская (1998: 41),

коммунизм . субъект не активный, а "наличествующий" (экзис-

тенциальный). Восприятие коммунизма героями Платонова характери-

зуется также мифологической "материализацией", опредмечиванием:

коммунизм . некое вещество, которое можно воспринимать органами

чувств, локализовать в пространстве: в таком качестве коммунизм является

объектом процессов чувства и ощущения, с одной стороны, и интел-

лектуальной деятельности, с другой. Коммунизм связывается также с

явлениями природы, в частности, солнца, что придает ему стихийные

свойства.527

Уже при поверхностном рассмотрении романа Счастливая  Москва

возникает ощущение, что доля и значение общественно-политической

лексики в романе меньше, чем в более ранних крупных произведениях

Чевенгур и Котлован. Отчасти это объясняется тем, что в романе, в отличие от Чевенгура, политическая тематика отходит на второй план:

тема революции скорее периферийная, чем центральная, хотя и проходит

через весь роман в мотиве "темного человека с горящим факелом", а

главная тема Котлована, строительство социализма в его сталинском вари-

анте, описание индустриализации и коллективизации, в романе Счастли-

вая  Москва присутствует скорее всего лишь как фон для рассмотрения

центральных в романе философских вопросов бытия, касающихся судьбы

человека не только в конкретной исторической ситуации, но и в сущ-

ностном плане человеческого бытия вообще. Тем не менее, роман о "новых

людях" в "новом мире"528, повествующий о детях революции Москве

Честновой, Сарториусе, Самбикине и Божко, во многих мотивах пере-

кликается с мотивами предыдущего творчества писателя, о чем свидетель-

ствуют и идеологические концепты романа, функционирование которых и

будет рассматриваться в дальнейшем.