Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

4.2. Особенности языковой мифологии Платонова в романе Счастливая Москва

Как было уже отмечено нами выше (4.1.), Платонов посредством языка, т.е.

с помощью словесных знаков, не только отображает определенные реалии

советской жизни, но и интерпретирует их на свой лад, создавая при этом

цельную концептуальную систему, определенную нами как платоновский

миф. В этой главе более детальному разбору подвергается именно

языковой аспект данной мифологии, то, каким именно образом язык, его

различные уровни . морфологический, лексический, синтаксический и

т.д. . участвуют в создании этой мифологии. Этот аспект платоновского

мифа мы назвали, вслед за Т. Радбилем и др., языковой  мифологией

платоновских произведений. В основе нашего анализа данного аспекта

платоновской мифопоэтики лежат выделенные нами центральные

концепты, ключевые слова-лексемы платоновского творчества, которые

условно делятся на две группы: 1) "идеологические" концепты, т.е.

лексемы, обозначающие общественно-политические реалии СССР (ком-

мунизм, социализм, революция и др.) и 2) "онтологические" концепты, т.е.

лексемы и словосочетания, обозначающие явления бытия (жизнь, смерть,

существование, душа, тело, сердце, чувство, ум, сознание, память и др.).

На основе уже проделанных до нас анализов данных концептов на

материале таких произведений, как Чевенгур,  Котлован, и других сочи-

нений Платонова523 можно констатировать, что именно эти концепты

являются особо значимыми в платоновском творчестве и, следовательно,

внимание исследователей должно концентрироваться на этих концептах и

в романе Счастливая Москва. При этом до сих пор не выяснено, каково

значение этих концептов в рассматриваемом нами романе и произошли ли

какие-либо изменения в их употреблении по сравнению с предшеству-

ющими творчеством. Детальное рассмотрение этих вопросов будет

произведено ниже на материале идеологических концептов в романе, в то

время как центральные "онтологические концепты" рассматривались уже в

главе 3.3. Оппозиции.