Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

3.2.4.1.2. Мифопоэтическое прочтение: поиски "причины жизни"

Важная для структуры образа главной героини Москвы Честновой

трехчленность оказывается важнейшей структурирующей категорией и

троичного мужского персонажа Сарториуса-Божко-Самбикина. В трех-

членном герое реализуется уходящее в глубокую архаику представление о

человеке как о трехчастном единстве верхней, средней и нижней сферы,

представленных головой, сердцем и животом/половыми органами. Такое

представление о человеке соответствует архаическим представлениям о

трехчастном космосе, состоящем из неба, земли и подземного мира

(тождество микро- и макрокосма), получившим позднее выражение в

различных философских и религиозных концептах, в частности, в учении

Платона о трехчленной душе, в христианском делении человека на дух,

душу и тело, гностических учениях о человеке и т.д.338

Главная метафизическая задача "рациональных практиков"-материалис-

тов Счастливой Москвы: разгадка "причины всей жизни" (33), обозначен-

ной в романе как проблема души, которая воспринимается героями как

вопрос о человеке, о трагедии его бытия в мире339. Эта центральная в романе проблема является, как показывает в своем исследовании М. Дмитров-

ская (1996в340), не только предметом открытого обсуждения в разговорах

Самбикина, Сарториуса и Божко, но и определяет как особенности

системы персонажей, так и характер развития сюжета. В своем исследо-

вании М. Дмитровская опирается на концепцию трехчленной души Плато-

на, выраженную в диалогах Тимей, Государство, Федр и Федон: согласно

этой концепции, выше других находится бессмертная разумная часть души

(logos), под ней находится лучшая часть смертной души, расположенная в

груди (thymos), и ниже всех, под диафрагмой, находится нижняя часть

души, вульгарная похоть (epithymia). В соответствии с этим делением

мужские персонажи романа Сарториус, Самбикин и Божко рассматрива-

ются как иллюстрации этой системы: Сарториус представляет собой

высшую часть (разум), Божко . срединную часть (чувство) и Самбикин .

нижнюю (тело). В то же время представленная ими сфера души является

их ответом на центральный вопрос романа о "причине всей жизни".

Центр бытия Сарториуса, представляющего собой высшую часть души,

. голова: в ней происходят умственные операции, направленные на

раскрытие тайн природы и ее подчинения человеку: ключевые слова при

этом . расчет (расчетная формула), сознание, мысль, вся истина:

Всю свою юность Сарториус провел в изучении физики и

механики; он трудился над расчетом бесконечности как тела,

пытаясь найти экономический принцип ее действия. Он хотел

открыть в самом течении человеческого сознания мысль,

работающую в резонанс природы и отражающую поэтому всю

ее истину . хотя бы в силу живой случайности, и эту мысль он

надеялся закрепить навеки расчетной формулой. (27)

Связь Божко с срединной частью души, со сферой чувства и,

соответственно, с землей, как срединной частью космоса моделируется уже

его профессией (землеустроитель) и формой имени (маленький земной

бог). Его деятельность направлена на налаживание отношений между

людьми (переписка с трудящимися всего мира, сватовство Сарториуса и

Лизы), и он сам живет в ожидании "верного чувства" (10). Местона-

хождение чувства в срединной части души смоделировано локализацией

чувства Божко в соединяющем высшую и нижнюю часть человека горле:

Божко робко, от крайней нужды своего чувства, обнял Москву,

и она его стала целовать в ответ. В исхудалом горле Божко заклокотала скрытая мучительная сила и он больше не мог

опомниться, узнавая единственное счастье теплоты человека на

всю жизнь. (13)

С нижней сферой души, расположенной под диафрагмой и являющейся

локусом сил хаоса, неконтролируемых инстинктов и полового влечения,

связан образ хирурга Самбикина. Он все время копается в человеческом

теле, то оперируя больных, то препарируя трупы в поисках тайнственного

вещества . лекарства от смерти. Как отмечает М. Дмитровская (1996в),

вскрытия, проделанные Самбикиным, воспроизводят также трехчленную

схему души: Самбикин двигается от головы (трепанация черепа у мальчика

(19.20)) к груди (вынимание сердца у умершей (33)) и к животу (вскрытие

сальной оболочки и кишок (34)). Та же самая схема повторяется и в

поисках Самбикиным средства от смерти: для своих опытов он снимает

тонкие срезы с сердца__, мозга и желез половой секреции (25). Как

представитель телесного низа, Самбикин отрицает исключительное

положение мозга (сфера головы) как "высшего координирующего центра"

и ставит рядом с ним "спинной мозг" (сфера тела), тоже могущий

"мыслить" (32)341. Согласно Самбикину, "причина всей жизни", "душа",

тоже находится в нижней сфере человека, в "пустоте кишок" между

необработанной пищей и калом (34)342.

Несмотря на четкую отмеченность героев какой-то одной сферой души

(космоса), они все-таки, по мнению М. Дмитровской (1996в), лишены

односторонней ориентации и могут проявлять каждую из трех сторон

души. Наиболее ярко это проявляется в их чувстве к Москве Честновой:

во-первых, все они соединяются с ней телесно, во-вторых, все они

испытывают к ней иррациональное чувство и, в-третьих, ощущают

потребность в рациональном объяснении своего чувства. В эволюции

героев в ходе романного действия возможна также мена определяющей

героев доминанты: так, рациональному Сарториусу предшествует подчерк-

нуто телесный Жуйборода (ср. этимологию имени от глагола "жевать" и

дородовое нахождение во внутренностях матери рядом с пищей), а в конце

романа телесный аспект снова становится определяющим: пищевой

работник Груняхин ассоциируется с пищеварением, нижней сферой души.

В Самбикине телесная доминанта сменяется высшей сферой разума: он

полностью предается умственному решению проблемы бытия и таким

образом меняется местами с Сарториусом, ушедшим в низкую телесность:

Доктор <...> сидел по-прежнему в полной задумчивости по

поводу всех важнейших задач человечества, желая всемирной

ясности и договоренности по всем пунктам счастья и страдания

(46).

Лишь причастность Божко к срединной сфере чувства сохраняется

неизменной: он не поддается "стихии сердечных страстей", не ищет

рационального объяснения своему существованию, а живет "житейской

атмосферой со всеми сослуживцами", ощущая "пользу" и "счастье" от

своей деятельности (45). "Верное чувство" он находит в "уединении

квартирным браком" с Лизой (51).

Финал романа, в котором из мужских персонажей остается только

"телесный" Сарториус-Груняхин, манифестирует, на наш взгляд, разочаро-

вание Платонова в возможностях человеческого сознания как орудия

переустройства бытия. Отныне, как пишет Л. Дарьялова (1996: 44), "скорее

Платонов доверяет плоти жизни, процессу жизни во всей ее хаотичности,

чтобы из случайности возникла самоорганизация материи". Такой .

полной хаотичности и случайностей . является и жизнь Сарториуса-

Груняхина.