Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

3.2.4. Объединенный мужской персонаж и его двойники

Как мы уже писали в 3.2., мужские персонажи романа . Сарториус,

Самбикин и Божко . могут рассматриваться как групповое воплощение

единого героя, распавшегояся натрое329. Как предполагает Е. Яблоков

(1999а: 55), "в художественном сознании писателя существовал некий

"инвариантный" образ (автобиографически ориентированный, строящийся

по законам саморефлексии330), внутренняя противоречивость которого

требовала "множественной реализации"". Такая множественная реализация

одного, по сути, героя позволяет с разных сторон исследовать некую идею,

которая через них вводится в роман и затем проверяется на

состоятельность. В романе Счастливая Москва в качестве такой объеди-

няющей мужские образы идеи служит проблематика человеческого бытия

в мире, которая исследуется и в актуальном (проблематика "нового

человека"), и в общем метафизическом плане (проблематика "причины всей жизни"). В следующем параграфе мы рассмотрим структурные осо-

бенности данного объединенного персонажа в этих двух планах: в первом

случае он будет рассматриваться как различные реализации советского

мифа о "новом человеке", а во втором . как воплощение мифопоэти-

ческих представлений о трехчленной структуре макро- и микрокосма.