Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

3.1.1. Сюжет и фабула романа

Обратимся сначала к сжатому пересказу романного сюжета, к фабуле

романа:

Петроградская сирота времен революции и гражданской войны,

смутно помнящая свое происхождение и детство, оказывается в

начале 20-х годов в Москве, где получает новое имя . Москва

Ивановна Честнова . и образование в советской девятилетке.

После короткого замужества, уйдя от первого мужа, она

встречает случайно на улице молодого человека, городского

землеустроителя Божко, который помогает ей устроится в

авиашколу и тайно любит ее. Через два года она становится

парашютисткой, но допускает ошибку во время одного из

полетов, и ее отстраняют от летной работы. Вскоре она устраивается на работу по комсомольской линии в местный

военкомат, где знакомится с вневойсковиком Комягиным. В

районном комсомольском клубе она встречает молодого

хирурга Самбикина и инженера Сарториуса; с последним у нее

разыгрывается короткий роман, завершающийся по ее ини-

циативе. Работая на строительстве московского метро, она

попадает в аварию, Самбикин ампутирует ей ногу, но спасает ее

жизнь с помощью таинственной суспензии, раздобытой из тел

умерших людей. После больницы он увозит ее долечиваться на

берег Черного моря, тайно страдая от безответной любви к ней,

но она предпочитает ему вневойсковика Комягина, у которого

поселяется после возвращения в Москву. Обманутый Москвой

Сарториус страдает от безответной любви, но старается забыть

ее с помощью работы и новой любовной связи. Узнав однажды

от Самбикина, где находится Москва, он отыскивает ее у

Комягина, но поняв, что близость с Москвой ничего не решает,

принимает радикальное решение "превратить себя в прочих

людей". Выздоровев после таинственной болезни, он приобре-

тает себе фальшивые документы некоего служащего общепита

Груняхина, устраивается на работу на завод, женится от

жалости на малознакомой женщине и начинает заботиться о

ней и ее малолетнем сыне.

Как видно из вышеизложенного пересказа событий романа, фабула

разворачивается на основе встреч и расставаний главной героини с

разными мужчинами ("любовная фабула") и их деятельности по строи-

тельству нового социалистического мира ("производственная фабула").

Эти фабульные линии обрамлены как экспозицией в виде повествования о

детстве и юности Москвы Честновой, так и эпилогом в виде описания

жизни Сарториуса после его превращения во "второго человека своей

жизни" Груняхина. Фабула романа оформлена достаточно четкими времен-

ными и пространственными рамками: Платонов датирует происходящее,

указывая на конкретные исторические события (действие начинается "в ту

ненастную ночь поздней осени", когда "началась Октябрьская револю-

ция..." (9), девочка Москва поселяется в столице в "тот год, когда

кончились все войны и транспорт начал восстанавливаться" (9) и т.д.), дает

достаточно ориентиров, чтобы стало ясно, что речь идет о событиях,

совпадающих со временем написания романа (на это указывает, в том

числе, возраст героев, а также многочисленная эмблематика 30-х годов,

задействованная в романе: парашюты, строительство московского метро и

т.д.). Платонов обозначает также временные промежутки, занимаемые

событиями: указывается, в частности, что, встретив Божко, Москва два года учится в авиашколе (16); история же отношений Москвы Честновой с

мужскими персонажами длится примерно полтора года (встреча в

районном клубе комсомола происходит в августе, затем, следующей зимой,

Сарториус работает в Росметровесе, ухаживает за Лизой, а Москва, работая

на строительстве метро, попадает в аварию; весной Москва выписывается

из больницы и едет с Самбикиным на море; затем пропускаются лето и

осень, действие сразу переносится на вторую зиму после аварии, когда

Сарториус посещает Москву-Мусю в жакте, заболевает, вылечивается

весной и превращается в Груняхина). Как видно, фабульное время то

замедляется, то ускоряется, описание одних суток может занимать десятки

страниц, а потом целые временные куски опускаются. В конце романа, в

описании новой жизни Груняхина, время как будто вообще останавли-

вается: однообразность и монотонность его жизни создает впечатление,

что в мире больше не происходит смены дней и времен года, а

установилось всеобщее время ночи, которое даже фактическое наступле-

ние нового дня не может изменить.

Что касается места действия романа, то оно отличается достаточной

статичностью: после периода скитаний Москвы Честновой, о котором

лишь коротко упоминается в начале романа, действие локализуется

преимущественно в конкретной пространственной точке, в городе Москве,

однако внутри этого пространства обнаруживается достаточно большая

возможность движения: герои перемещаются из одного района в другой,

блуждают без цели по городу, иногда даже выходят за пределы города

(эпизоды ночных поездок героев в пригородные поля, поездка Москвы с

Самбикиным на берег моря). Движение происходит не только по

горизонтали, но и по вертикали: Москва Честнова, обладающая наиболь-

шей подвижностью среди героев, то возводится на небеса, то опускается

вглубь земли. Тем не менее, Счастливая Москва . первое крупное

произведение Платонова, в котором сюжет странствия оттеснен на задний

план, не играет центральной структурообразующей роли и которое, по

сути, отрицает возможность какого бы то ни было движения, кроме

движения по кругу.198

В силу рассмотренных выше приемов сюжетного оформления фабулы, а

также того, что Платонов не прибегает в ней к временным сдвигам и дру-

гим композиционным усложнениям, характерным для модернистской

литературы, сюжет романа воспринимается как достаточно традиционный

и относительно реалистический. Зато в романе можно обнаружить ряд

излюбленных Платоновым приемов, которыми он пользуется для усложнения сюжета. Он, в частности, переключает внимание читателя с одной

фабульной линии на другую: повествователь следит по очереди за судьбой

то одного, то другого героя, надолго забыв о прочих героях, и не заполняет

образовавшиеся фабульные пробелы объяснениями повествователя. Дру-

гой излюбленный Платоновым прием сюжетного оформления фабулы .

задержка информации: вводя в повествование новый персонаж, Платонов

дает ему сначала самую общую характеристику ("пожилой мужчина",

"молодая женщина" и т.д.) и только спустя несколько абзацев или страниц

сообщает, о ком идет речь. К этой особенности платоновского сюжето-

сложения относится и то обстоятельство, что Платонов мало прибегает к

развернутым объяснениям тех или иных поступков героев, причин

происходящего: читателю остается, в частности, непонятным, почему те

или иные персонажи появляются в повествовании и почему так же

необъяснимо исчезают (весовщик дровяного склада, сама Москва

Честнова), как объясняются те или иные события (например, неизвестно,

как завязалась дружба Сарториуса с Самбикиным, где живет Сарториус во

время своей болезни, ведь его до этого выписали из квартиры и т.д.).

Следовательно, сюжет платоновского романа обнаруживает отход от

традиционного, реалистического сюжета, нарушая центральную его

конвенцию, закон внутренней мотивированности событий, согласно

которому события должны естественно развиваться одно из другого и

опираться на житейский опыт читателя. Вместо этого мы видим, что в

сюжете романа есть много необъяснимого как с точки зрения логики

событий, так и с точки зрения житейской логики читателя. Это

обстоятельство еще раз подтверждает высказанную платоноведами мысль

о том, что ключ к пониманию платоновского сюжета . не в описываемых

событиях, а в решаемых героями "главных вопросах" жизни199.