Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

2.3.1.1. Научный утопизм платоновского мифологизма

Платоновский мифологизм обладает одним специфическим свойством,

отличающим его от мифологизма других представителей русской нео-

мифологической литературы. В отличие от иррационализма и мистицизма

символистов, "культурного" мифологизма акмеистов или "фантастическо-

го" мифологизма М. Булгакова, в платоновском мифологизме важную роль

играет его ориентированность на научно-философский опыт эпохи, кото-

рый нередко представлял собой смесь мифопоэтических представлений с

сверхсовременными открытиями науки, философского материализма с

религиозным мистицизмом и утопической философией: таковыми явля-

ются, в частности, философия Н. Федорова, философские воззрения рус-

ских космистов (В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского и др.) и

отдельные положения теорий неортодоксальных марксистов (А. Богданов,

А. Луначарский, А. Гастева и др.), которые объединяет идея перестройки

мира и человека с помощью науки154. При всем "антимистицизме" Плато-

нова нельзя не заметить и того общего, что связывает его мышление с

идеями религиозных философов В. Соловьева, П. Флоренского, С.

Булгакова, Н. Бердяева и др.: революционный переворот мыслился

Платоновым не столько как событие политическое, сколько как событие

космологическое и эсхатологическое, после которого наступит эра

"царства Божья" на земле, эра вечной гармонии, единства всего сущего.

Представлению Платонова о гармоническом существовании, единстве

человека и остального космоса соответствует соловьевская концепция

"богочеловечества", абсолютного единства, которое противостоит хаосу, а

чаемый платоновскими героями коммунизм, по сути, представляет собой

реализацию соловьевской идеи "всеединства": в платоновской концепции

именно коммунизм является тем "окончательным фазисом исторического

развития", когда образуется "всецелая жизненная организация", "цельная

жизнь" человечества, отвечающая на запросы чувства, мысли и воли

 (Зеньковский 1991/2/1: 20)155. Эти представления обнаруживают сходство

также с философией богостроительства А. Богданова и А. Луначарского,

центральная идея которой "о превращении человечества в единый

сверхорганизм, сливающийся в одно целое со вселенной" (Малыгина

1995б: 18) была заимствована Платоновым.

Таким образом, платоновский утопический план преображения чело-

века и вселенной отражает основные положения русской философской,

религиозной и научной мысли рубежа веков во всем ее внутреннем

противоречии, однако начиная с середины 20-х годов Платонов все чаще

ставит свои утопические юношеские воззрения под сомнение: увидев

невозможность при социализме достичь состояния всеобщей гармонии,

слиться в единый сверхорганизм научно-мистическим путем, Платонов

дистанцируется от своих прежних утопических мифологем, придав им

"демифологизирующие" пародийные и гротескные черты. Важную роль в

демифологизации или "деконструкции"156 утопического комплекса играет

не только гротескное перевертывание содержания мифологем путем

обнаружения их собственной абсурдности, но и язык платоновских

произведений, который через разные приемы лингвистического пародиро-

вания, обнаружения наивной каламбурности советского "новояза" сам

превращается в "иконический знак" несостоявшейся утопии, краха

преобразовательного проекта социализма157. Следовательно, кроме тенден-

ции к мифологизации, в платоновской поэтике обнаруживается и обратная

тенденция к демифологизации всего того утопического мифологического

комплекса, который в условиях реальной жизни оказался бездейственным

и дискредитировавшим себя. Надо, однако, помнить, что специфика

платоновской поэтики заключается именно в ее амбивалентности, в

одновременном утверждении и разрушении мифа: эти два элемента всегда

соприсутствуют, создавая сложную, многозначную смысловую ткань

платоновских произведений158.