Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

6. Дианетика по Хаббарду

Настоящий раздел не следует рассматривать в качестве одного из ру-

ководств по дианетике тем более, что мы решаем совсем другие зада-

чи. Мы затронем только некоторые, на наш взгляд, наиболее значи-

мые утверждения Л.Р.Хаббарда, высказанные им в книге “Дианети-

ка. Современная наука душевного здоровья”. Её первое издание вышло в

свет 9 мая 1950 г. в США. Книга сразу стала бестселлером, после чего она

неоднократно переиздавалась во многих странах мира.

Однако, прежде чем обращаться к дианетике по Хаббарду, необходи-

мо ознакомиться с мировоззрением, которое в ней выразилось.

Л.Р.Хаббард пишет:

«Человечество всегда стремилось найти цель жизни,

простейший общий знаменатель всей своей деятельности,

динамический принцип существования. Если бы он был от-

крыт, появились бы ответы на многие другие вопросы. На-

пример, был бы объяснен феномен поведения человека, и

это привело бы к разрешению основных проблем человече-

ства; и самое главное — эти ответы стали бы действитель-

ной помощью в решении конкретных жизненных задач.

Представьте, что все знания человечества разделены

демаркационной линией. Всё, что находится выше неё, не

столь необходимо для разрешения проблемы аберраций и

общих недостатков человека и не известно точно. Эта сфера

мышления включила бы в себя такие области, как метафи-

зика1 и мистицизм2. Под демаркационной линией размести-

лась бы ограниченная, имеющая пределы вселенная, уже

исследованная или еще неизвестная, в которой всё можно

ощутить, пережить или измерить. Уже известную информа-

цию об этой вселенной можно классифицировать как науч-

ную истину в то время, когда она была воспринята чувства-

ми, пережита или измерена. Все факторы необходимые для создания науки о разуме, были найдены именно в ограни-

ченной вселенной, прочувствованы, измерены, и пережиты и

стали научной истиной. Ограниченная вселенная содержит

время, пространство, энергию и жизнь. Ни в каких других

факторах нет необходимости для нашего уравнения. Время,

пространство, энергия и жизнь обладают одним общим

знаменателем. Для аналогии можно представить, что время,

пространство, энергия и жизнь родились в одной общей

точке, где им было приказано продолжать свое существова-

ние до каких-то почти бесконечных пределов в будущем. Им

было сказано только то, что делать. Единственной коман-

дой, которой они подчиняются, стал призыв «Выживай!»

ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

СУЩЕСТВОВАНИЯ — ВЫЖИВАНИЕ

Цель жизни — бесконечное выживание. Человек — одна

из форм жизни. Во всех своих действиях и целях он подчи-

няется одной команде: «Выживай!».» — “Дианетика”, с. 25,

26.

«Выживай!» качественно отличается от «Живите!». И поскольку сам

Л.Р.Хаббард в “Дианетике” повёл речь о глубинных информационных

потоках в психике человека, то необходимо ясно осознавать, что предель-

ное обобщение «Выживай!», обращенное к индивидуалисту, это — миро-

воззренческая основа, которая и разделила всё на две категории:

то, что значимо для выживания (но не для Жизни с избытком1),

и то, чем можно пренебречь,

— определив тем самым и содержание дианетики по Хаббарду.

И в зависимости от того, что признается истинным: «Выживай!» либо

«Живите!» — получится то либо иное по содержанию Учение о душев-

ном здоровье человека и общества и о способах его обретения и поддер-

жания как в течение жизни индивида, так и в преемственности поколений

в обществе. «Выживание» в дианетике это — термин, определяющий

единственную цель существования индивида. Но в Объективной реально-

сти необходимость выживания появляется у кого-то только тогда, когда он

уклонится от путей нормального течения Жизни, вследствие чего вынуж-

ден как-то преодолевать Божеское попущение в отношении себя.

Мы исходим из того, что нормально не «Выживай!», а «Живите!».

Необходимость «выживания» и «Выживай!» при таком взгляде —

аварийный режим существования, следствие нарушения заповеди

«Живите!».

Теперь обратимся к содержанию дианетики по Хаббарду. Прежде

всего необходимо ознакомиться с принятыми в ней специфическими тер-

минами и их смысловой нагрузкой. Следует понимать, что терми-

нологические нововведения дианетики не самоцель, а средство обозначить

одним словом те явления, для описания которых без введения специаль-

ных терминов потребовалось бы многословие, что затруднило бы изложе-

ние. Так как в определении одного термина участвуют и другие термины,

то следует ознакомиться со всей основной совокупностью терми-

нологических нововведений дианетики сразу. После этого каждый из тер-

минов будет понятен.

«В Дианетике человек в его оптимальном состоянии на-

зывается клир. Это слово будет часто встречаться в книге,

как в форме существительного, так и глагола («клиро-

вать»).» — “Дианетика”, с. 13.

Там же дается сноска, еще раз поясняющая термин «клир»:

«Клир: человек без аберраций. Он рационален, поскольку

приходит к наилучшим возможным решениям, основываясь

на имеющихся данных и на собственной точке зрения. Клир

не имеет инграмм, которые могли бы быть рестимулированы

и нарушили бы правильность его расчетов, внося в них

скрытую и неверную информацию. Состояние клир является

целью Дианетической терапии. Терпение и немного учебы

помогут достичь этой цели. Термин происходит от англий-

ского слова «clear», что значит «ясный», «чистый».»

Иными словами, с точки зрения дианетики «клир» — это норма пси-

хического здоровья человека, при достижении которой осуществляется

наилучшее управление как физиологией организма, так и обстоятельства-

ми, порождаемыми человеком-клиром в общественной жизни. Причем

«клир» это — норма, определяемая не по среднестатистическим данным,

выявленным в социологических исследованиях, а по объективным показа-

телям конкретной личности:

«Нормальный — термин в психологии, обозначающий

нормального индивидуума, так сказать, среднего челове-

ка. Интеллектуальный уровень и поведение “нормального”

Приди на помощь мему неверью…

человека — это среднее поведение всего населения. Нет

ничего хорошего в таком “нормальном”, потому что он

сильно аберрирован.» — сноска, сделанная Л.Р.Хаббардом,

“Дианетика”, с. 201.

«Любой человек может быть клиром, если он не потерял

части мозга в результате операции1 или несчастного случая

или не был рожден с серьезным дефектом нервной систе-

мы.» — “Дианетика”, с. 24.

«Аберрация (биол.), 1) в морфологии2 и физиологии вся-

кое отклонение в строении и функциях от типичного образца;

обычно употребляется для обозначения индивидуальных

отклонений от нормы.» — “Большая Советская Энциклопе-

дия”, изд. 3 (далее при ссылках на неё «БСЭ»), т. 1, с. 20.

Не только в биологии, но и во многих других разделах знания термин

«аберрация» употребляется в смысле отклонения от нормы, а также для

обозначения реальных отклонений от теоретического или расчетного ре-

зультата при осуществлении на практике какого-либо теоретически обос-

нованного действия и т.п.

В контексте дианетики «аберрация» — отклонение психической дея-

тельности индивида от её наилучшего возможного порядка. Аберрации

выражаются в жизни как психические заболевания, психосоматические заболевания, а также как понижение возможностей интеллекта человека.

Как следствие аберрации выливаются в ошибочность поведения человека,

если более точно, то в статистику ошибок, совершаемых в тех или иных

жизненных обстоятельствах, в результате чего ущерб терпит и сам абер-

рированный, и окружающие. Это всё, как минимум, создает неудобства

для самого человека, а как максимум — представляет опасность для ок-

ружающих.

Вся жизнь человека в дианетике рассматривается как совокупность

«динамик». Если быть текстуально точным, то «Выживание, принятое за

единственную цель, подразделяется на четыре динамики.» — «Фунда-

ментальные аксиомы Дианетики», помещенные на переднем форзаце кни-

ги.

Термин «динамика» имеет следующее значение:

«Динамика: стремление к жизни, энергичность и настой-

чивость в выживании.» — “Дианетика”, Глоссарий, с. 516.

Иными словами все динамики в дианетике относятся к осознанному

целеполаганию и осознанной деятельности по осуществлению избранных

целей. Дианетика выделяет четыре динамики (“Дианетика”, с. 43). Но,

чтобы не возвращаться в дальнейшем к их перечислению, мы обратимся к

саентологии, в которой число выявленных динамик расширено до восьми.

Первые четыре динамики дианетики и саентологии совпадают.

«БСЭ», т. 21, с. 197 сообщает: «По оценке представителей психосоматической

медицины, около 50 % всех органических заболеваний в индустриально развитых

странах имеют психогенный характер. Наряду с гипертонией, язвой желудка,

тирекотоксикозом и т.п. к психосоматическим заболеваниям относят также брон-

хиальную астму, сахарный диабет, глаукому, ревматический артрит и др.»

Сам Л.Р.Хаббард приводит данные, согласно которым «примерно 70 % забо-

леваний, известных сегодня, относятся к категории психосоматических.» —

“Дианетика”, с. 110.

Психика управляет функционированием иммунной системы человека, физио-

логией его организма и биополей, что открывает либо закрывает возможности

действия в организме болезнетворных микробов, вирусов и паразитов. По какой

причине изрядную часть заболеваний, традиционно считающихся инфекционны-

ми или паразитическими поражениями организма, также следует относить к кате-

гории психосоматических. Сказанное касается и таких заболеваний, как вся онко-

логия, инсульты, инфаркты и некоторые другие заболевания, поскольку они —

завершающие стадии трихомоноза — поражения организма трихомонадами,

обычными одноклеточными жгутиковыми, перешедшими к оседлому колониаль-

ному образу жизни в организме человека (см. работы Т.Я.Свищевой, в частности,

“Иду по следу убийцы” под ред. В.И.Захаренкова. М.: 1997).

 «Первая динамика — это стремление индивидуума к су-

ществованию в качестве самого себя.(...)

Вторая динамика — это стремление к существованию

посредством сексуальной деятельности. Эта динамика в

действительности состоит из двух частей. Вторая динамика

— это (а) собственно половой акт и (б) семья, включая вос-

питание детей. Эту _динамику можно назвать динамикой сек-

са.1

Третья динамика — это стремление к существованию в

группах индивидов. (...) Эту динамику можно назвать дина-

микой группы.

Четвертая динамика — это стремление к существова-

нию в качестве человечества. (...)

Пятая динамика — это стремление к тому, чтобы суще-

ствовал животный мир. (...) Эту динамику можно назвать ди-

намикой живой природы.

Шестая динамика — это стремление к существованию в

качестве физической вселенной. (...)

Седьмая динамика — это стремление к существованию

духовных существ (духа) или стремление к существованию в

качестве духовных существ (духа). (...)

Восьмая динамика — это стремление к существованию в

качестве бесконечности. Это также называют Верховным

Существом. Необходимо отметить, что наука Саентология

не вторгается в динамику Верховного Существа. Эта дина-

мика называется восьмой, потому что цифра 8 — это поставленный вертикально символ бесконечности1. Эта дина-

мика может быть названа динамикой бесконечности или

Бога.» — “Саентология”, с. 42, 43 с изъятиями; здесь и да-

лее при ссылках на “Саентологию” мы опираемся на издание

Л.Р.Хаббард “Саентология. Основы мысли”, изд. “Нью Эра”,

Москва, 1998 г.

Поскольку каждый индивид проявляет в жизни различную активность

по каждой из динамик, то совокупность динамик, свойственных индивиду

называют спектром. Аберрации это — искажение естественных, нормаль-

ных жизненных «динамик».

Дианетика утверждает, что после проведения дианетической терапии,

называемой «клированием», аберрации исчезают, а вместе с ними исче-

зают неврозы, психические заболевания (включая и тяжелые формы ши-

зофрении), психосоматические заболевания; повышаются возможности

интеллекта человека2, вследствие чего тот совершает меньшее количество

ошибок как в быту, так и в профессиональной деятельности. Но если даже

человек и понёс в прошлом невосполнимый телесный ущерб (вследствие

травм или хирургического вмешательства), в результате которого он не

может стать клиром, то и в этом случае дианетическая терапия позволяет

улучшить его общее состояние.

Причиной аберраций являются «инграммы». Л.Р.Хаббард дает тер-

мину «инграмма» следующее определение:

1 Если соотнести перечень динамик с достаточно общей теорией управления,

то иерархически упорядоченная совокупность динамик это — вектор целей. По-

этому можно задаться вопросом, вследствие чего (а также и с какой целью?) ди-

намики упорядочены в дианетике и саентологии именно в порядке «от частного

— к общему», «от следствия — к Первопричине», а не в обратном порядке «от

Первопричины — к следствиям и к частностям»? Если “восьмая” динамика под

несколько иным названием: стремление к Жизни в ладу с Первопричиной — обре-

тёт значимость первой, то Бог — один, Он — Первопричина бытия всего, и не

будет необходимости ссылаться на то, что , поставленная вертикально, — это

цифра 8. Но в иерархически значимом упорядочивании динамик «от Первопричи-

ны — к следствиям и частностям» получится содержательно иная «дианетика» и

«саентология» — наука душевного здоровья личности и человечества.

2 На Западе для их оценки используются специальные тесты, позволяющие

определить «IQ» — коэффициент интеллекта. Как сообщается, вследствие прове-

дения дианетической терапии «IQ» большинства клиров поднимается на уровень

выше среднего в обществе не-клиров.

 «Инграмма — это момент «бессознательности», который

содержит физическую боль или болезненные эмоции и

ощущения. Инграмма недоступна для осмысления умом как

жизненный опыт.» — “Дианетика”, с. 51.

Для того, чтобы индивид стал жертвой внедрения в его психику ин-

грамм, с точки зрения дианетики необходимо, чтобы он утратил осоз-

нанное восприятие мира1.

Возможности обрести пополнение инграммного банка (этот термин

обозначает собрание инграмм, свойственное психике индивида) открыва-

ются, когда человек теряет сознание под воздействием боли, шокирующей

его информации (обморок при получении неприятных известий и т.п.), под

общим наркозом при хирургическом вмешательстве, в наркотическом

опьянении (алкогольном в особенности2), под гипнозом и в некоторых

других ситуациях. Во время естественного сна возможность пополнения

запаса инграмм исключена, по какой причине естественный сон не рас-

сматривается в дианетике как состояние бессознательности.

Если излагать это в понятиях теории управления, то «инграмма»,

это — информация, внедрившаяся в психику человека таким обра-

зом, что она становится источником искажений нормальной психи-

ческой деятельности по управлению как физиологией организма

человека, так и по управлению его поведением. Но вопрос о состоя-

тельности нормы психической деятельности в смысле дианетики

по Хаббарду мы пока оставим без рассмотрения.

Внедрению в психику инграммной информации сопутствует объек-

тивная (с точки зрения дианетики по Хаббарду) невозможность для ин-

дивида осознать мотивацию и последствия своего поведения в более или

менее широком круге специфических жизненных обстоятельств; а также

неспособность осознать несообразность обстоятельствам своего поведе-

ния. В результате обстоятельства управляют поведением человека тем в

большей степени, чем активнее они возбуждают инграммную информа-

цию в его психике, но человек не управляет обстоятельствами и не ведет себя в них осознанно целесообразно: это и есть искажение (аберрация) его

жизненных динамик.

Возникновение инграмм обусловлено тем, что в периоды бессозна-

тельности процесс нормальной «загрузки» информации в психику наруша-

ется. В результате этого в психике человека возникают информационные

модули, изолированные от нормально загруженной информации. Однако

эти информационные модули не остаются изолированными от психики

индивида в целом и, попадая в процесс обработки информации также в

обход нормальных информационных потоков, искажают нормальные

результаты психической деятельности во всех её проявлениях.1

Влияние инграммной информации на психическую деятельность чело-

века Л.Р.Хаббард сравнивает с попытками производить вычисления на

калькуляторе, в котором постоянно нажата одна из цифровых клавиш,

вследствие чего в принципе работоспособный исправный калькулятор

выдает ошибочные результаты.

Инграммы в психику индивида начинают попадать ещё в период его

внутриутробного развития всякий раз, когда плод в матке оказывается под

болезненным для него воздействием: при запорах у матери2 и других на-

рушениях нормальной физиологии её организма (в том числе медикамен-

тами, выпивкой и т.п.); при подъеме ею тяжестей; при её половых актах,

имеющих место после того, как произошло зачатие, и прочих физических

и химических воздействиях на плод и околоплодную среду организма, не

говоря уж о прямых проявлениях агрессивности по отношению к беремен-

ным (и как следствие к плоду) со стороны окружающих. Список ситуаций,

выявленных в ходе дианетической терапии, в которых плод впадает в

бессознательное состояние (соответствующее его уровню развития) до-

вольно обширен, поэтому избежать записи инграмм в психику будущего

человека в реальной жизни весьма затруднительно.

1 Типология инграммных искажений психической деятельности рассмотрена

Л.Р.Хаббардом в его книге “Дианетика” достаточно подробно, но мы не будем её

затрагивать, поскольку классификация инграмм, в силу специфики проявления в

психической деятельности каждого из выявленных классов, обладает значимос-

тью для тех, кто проводит дианетическую терапию, а не для тех кто её получает.

Кроме того, согласно воззрениям дианетики, все разнообразные нарушения пси-

хической деятельности, обусловленные инграммами, исчезают после доведенной

до завершения дианетической терапии.

2 Изменение давления крови и околоплодных вод при попытках опорожнить

кишечник, может выходить за пределы, безопасные для плода по отношению к

его защищенности от инграммных поражений психики будущего человека.

По этой причине индивидов, чья психика к моменту рождения пол-

ностью свободна от инграмм, практически нет. Люди отличаются

друг от друга в том числе и степенью отягощенности их психики

инграммами, полученными ими в разные периоды их жизни, начи-

ная от момента образования зиготы1, а также и своеобразным для

них содержанием инграмм.

Далее в течение всей жизни пренатальные инграммы, (этим терми-

ном обозначаются инграммы, полученные в период внутриутробного

развития) обрастают инграммами, получаемыми человеком в разных

жизненных обстоятельствах. Инграммы образуют цепи и ветвятся. Поэто-

му дианетическая терапия направлена на то, чтобы выявить самую ран-

нюю инграмму, называемую «бэйсик-бэйсик». С её нейтрализацией и

осмыслением в ходе клирования, утрачивают свою аберрирующую спо-

собность и все хронологически более поздние инграммы, наросшие на

первую.

Соответственно, с точки зрения дианетики лишение человека сознания

всегда наносит ущерб его психике, вне зависимости от того, что это может

быть вынужденное введение индивида в бессознательное состояние, необ-

ходимое для оказания ему какой-то специфической помощи. Так, гипноз

во всех случаях вреден; хирурги при операциях под общим наркозом

должны воздерживаться от лишних слов (о роли речи будет сказано да-

лее), а послеоперационное лечение должно иметь одним из первых этапов

клирование, освобождающее пациента от инграмм, полученных в течение

болезни и в ходе операции, что, в частности, способствует ускоренному

заживлению операционных ран и лучшему состоянию здоровья в после-

дующий период жизни; помощь человеку, впавшему в бессознательное

состояние (обморок и т.п.), следует оказывать молча.

Все дети должны проходить клирование в возрасте около 8 лет (когда

их речевые навыки уже обретут завершенность), дабы освободить их пси-

хику от практически неизбежных инграммных поражений, имевших место

в более ранние периоды жизни их тела.2

1 Зигота — первая клетка нового организма, образующаяся после слияния

сперматозоида и яйцеклетки в процессе зачатия.

2 Также и половые отношения супругов — КАК СЛЕДУЕТ ДОГАДАТЬСЯ,

хотя это прямо и не провозглашено в дианетической литературе, — исключи-

тельно средство продолжения рода, а не средство получения удовольствия в

беззаботном времяпрепровождении. Высказанное воззрение обоснованно рас-

смотрено в нашей работе “От матриархата к человечности…” (1997 г).

Из такого видения реального положения дел в современном обществе,

где практически все в большей или меньшей степени отягощены ин-

граммными поражениями психики, вследствие чего их поведение с точки

зрения дианетики искажено (аберрировано), проистекает одно принципи-

ально важное её воззрение на человека:

«По данным наблюдениям за клирами, основные цели

разума, как и человеческой натуры, направлены на созида-

ние и благо, постоянное созидание и постоянное благо. Из-

меняются они лишь под влиянием того, что он видит, и в

зависимости от его образования и взглядов.

Человек — хороший.

Избавьте его от аберраций — и с ними уйдет зло, кото-

рое так обожают схоласты и моралисты. Единственная часть

ума, от которой можно избавиться, — это как раз та его

часть, где сосредоточено «зло». А без этой части доброта и

жизнерадостность человеческого характера проявляются

ярче. И человек рад этому избавлению, потому что «злая»

часть — это физическая боль.» — “Дианетика”, с. 23, 24.

«... аберрированное общество налагает на человека от-

ветственность за его действия, антиобщественные действия

как раз являются результатом инграмм, которые диктуются

этим обществом. Пациент не виноват в том, что он совер-

шил. Если он клир, тогда другое дело.1 Можно считать, что

клир несет ответственность за свои собственные действия,

так как он в состоянии рассчитывать рационально на осно-

вании своего опыта. Но аберрированный человек имеет ма-

ло или вообще не имеет контроля над своими действиями.

Поэтому одитор (человек, обладающий навыками дианети-

ческой терапии — клирования, одитинга — освобождения

Однако в “Дианетике” прямо и правильно указывается на то, что половые от-

ношения должны немедленно прекращаться после обнаружения первых призна-

ков беременности, чтобы не отягощать будущих детей инграммами, способными

искалечить их судьбу.

другого от воздействия на неё инграмм: наше пояснение при

цитировании) должен объяснить пациенту, что его совер-

шенно не волнует, что аберрированный человек, который

стал преклиром (человек, в отношении которого проводится

дианетическая терапия — клирование, одитинг: наше пояс-

нение при цитировании), наделал в своей жизни. Проблема с

которой работают одитор и преклир — это инграммный банк,

который состоит исключительно из того, что сделали другие

люди и что было причинено преклиру в моменты, когда он

был не в состоянии себя защитить. Этот подход не только

является истинным, он также обладает терапевтическими

свойствами, так как за счет такого рода объяснения одитор

может добиться сотрудничества, в котором в другом случае

было бы отказано.» — “Дианетика”, с. 466, 467.

Это определяет и отношение дианетики к наркоманам, преступникам

и другим антисоциальным типам: с её точки зрения все они отягощены

инграммами, которые и порождают автоматизмы их антисоциального

поведения, не подвластные воле каждой из жертв инграммных поражений

психики.

То обстоятельство, что другие люди так или иначе страдают от их ис-

каженного инграммами и потому антисоциального поведения — только

вторичное следствие первичного особенно тяжелого поражения психики

некоторой части людей инграммами, с которыми те не могут совладать

без помощи одиторов. Инграммы же внедрены в их психику другими

людьми, в периоды времени, когда будущие антисоциальные типы были

без сознания, начиная с момента образования зиготы в процессе их зача-

тия, за что возлагать ответственность на пострадавших от тяжких ин-

граммных поражений психики неправомерно.

Соответственно существующая повсеместно система исполнения на-

казаний за преступления и прочие правонарушения только усугубляет

положение дел в обществе, поскольку жертва инграммных поражений

психики сталкивается в ней только с неприятными для неё эмоциями, что

ведет к обогащению её инграммного банка и она выходит на свободу ис-

калеченной психически в еще большей степени.

Однако не имея эффективной психиатрии, общество не может отка-

заться от системы исполнения наказаний и мечется в неопределённости

мнений об отношении к преступникам: ясно, что они ненормальные, и их

желательно привести к норме — но неизвестно как; психически искале-

ченного нежелательно наказывать (особенно смертью) — но оставлять на

свободе тоже невозможно. Дианетика же предлагает в качестве альтерна-

тивы системы исполнения наказаний клирование, ведущее к устранению

причины антисоциального поведения — инграммных поражений психики

преступника, что предполагает исключение из общественной морали жаж-

ды мести по отношению к бывшему преступнику, ставшему клиром.

После этого знакомства с общими воззрениями дианетики можно пе-

рейти к рассмотрению её взглядов на структуру психики и к рассмотрению

механизма инграммных нарушений нормальной с её точки зрения психи-

ческой деятельности.

«Существует две аксиомы о функционировании ума, с ко-

торыми одитор должен быть знаком.

I. Ум воспринимает, ставит и решает проблемы, связанные с выживанием.1

II. Аналитический ум рассчитывает, основываясь на

различиях. Реактивный ум рассчитывает, основываясь

на тождествах.

Первая аксиома представляет интерес для одитора в его

работе потому, что с ней он может четко установить, имеет

ли он дело с рациональной реакцией или нет. (...) Любые

отклонения от оптимальной рациональной нормы полезны

для нахождения инграмм, все неразумные страхи и так да-

лее являются тем, что одитор сможет выгодно использовать.

<...>

Согласно второй аксиоме можно считать, что ум широко

и точно распознает различия, приближаясь к полной рацио-

нальности, и затем, по мере того, как он отходит от рацио-

нальности, распознает всё меньше и меньше отличий, пока,

в конце концов, он не приближается к состоянию полной не-

возможности рассчитать отличия во времени, в пространст-

ве или мыслях, и тогда он может считаться абсолютно сума-

сшедшим. <...>

Здоровье разума — это способность находить отли-

чия. Чем лучше кто-то может указать на отличия — неважно,

насколько они малы — и знать величину этих отличий, тем он более рационален. Чем меньше человек способен находить отличия и чем ближе он подходит к мышлению

тождественностями (А=А), тем менее здоров его разум и

дух.» — “Дианетика”, с. 401 — 404 с изъятиями.

Дианетические термины «аналитический ум» и «реактивный ум» сле-

дует понимать в смысле приведенной аксиомы II. Это две компоненты ума

в смысле приведенной аксиомы I, являющегося индивидуальным умом

каждого человека. Ум же является одним из многих средств, которыми

располагает в жизни каждое, осознающее себя «собственное Я». Аналити-

ческий ум обуславливает жизненные динамики индивида, а реактивный

под воздействием инграмм — их искажения.

«Аналитический ум (в дианетике его иначе называют

аналайзером: наша вставка при цитировании) не просто хо-

роший компьютер, он — компьютер безукоризненный. Он

никогда не ошибается. Не совершает ошибок до тех пор,

пока организм остается неповрежденным (то есть до тех

пор, пока что-то не лишило его части мыслительного при-

способления).

<...> Аналитический ум имеет свои стандартные банки

памяти (в дианетике это термин: наше пояснение при цити-

ровании). Где они расположены структурно, нас совершенно

в данный момент не волнует. Чтобы действовать, аналити-

ческий ум должен иметь ощущения (информацию), память

(информацию) и воображение (опять-таки информацию).

Наряду с этим существует другой информационный банк

и другая часть разума, которая содержит аберрации и ста-

новится источником психических расстройств. Об этом мы

расскажем позже. Не нужно путать эту часть ума с аналити-

ческой или со стандартными банками памяти.

(...) Информация не проходит сначала в аналайзер. Пре-

жде всего она вводится в стандартный банк и «подшивает-

ся» там, а уж потом аналайзер может её оттуда получить.»

— “Дианетика”, с. 56, 57.

Одной из характерных особенностей стандартных банков памяти яв-

ляется сквозная привязка всех записей к моменту времени, определяемому

по “биологическим часам”, свойственным каждому человеку: человек — сам себе часы. Благодаря этому вся информация запоминается в стандарт-

ных банках как хронологическая последовательность ощущений.

Совокупность привязок порций информации к моментам времени в их

последовательности называется в дианетике «траком времени».

В состоянии бессознательности этот нормальный процесс загрузки

информации в психику нарушается и информация не попадает в стандарт-

ные банки памяти.

«Механизм нашей модели разума очень прост. Накаты-

вает разрушительная волна физической боли или всепрони-

кающего яда типа эфира, и летят некоторые или все предо-

хранители, которыми защищен аналитический ум. Как только

он отключается, стандартные банки памяти отключаются

тоже.

Периоды «бессознательности» являются пробелами в

стандартных банках памяти. Эти пробелы составляют то, что

мы называем в Дианетике банком реактивного ума.

Время, когда действует аналитический ум, плюс время,

когда в действии находится реактивный ум, создают длин-

ную нить последовательной записи всей жизни.

<...>

Когда человек полностью или частично «теряет созна-

ние», реактивный ум частично или полностью подключает

свои контакты. Когда человек полностью в сознании, его

аналитический ум всецело командует организмом. Когда его

сознание ослабевает, реактивный ум в той же степени уве-

личивает свою силу.

Моменты «бессознательности» человека в своем боль-

шинстве оказываются моментами, направленными против

его выживания. Поэтому жизненно важно, чтобы что-то взяло

на себя задачу руководства действиями человека в целях

спасения всего организма. Боец, который продолжает

драться в полубеспамятстве, обгоревший человек, который

выползает из огня — это примеры, когда реактивный ум по-

лезен.

<...>

Реактивный банк не сохраняет воспоминаний такими, ка-

кими мы их себе представляем. Он записывает инграммы.

Это полные, вплоть до мельчайших деталей, записи каждого

ощущения, имевшего место в момент полной или частичной

«бессознательности». Эти записи также аккуратны, как и

любые другие в организме, но они обладают собственной

силой. Они похожи на долгоиграющие пластинки или кино-

фильм, если бы те содержали все ощущения света, звука,

запах, вкуса и т.д.

Есть однако совершенно отчетливая разница между ин-

граммой и памятью (в дианетике это различные термины:

наше пояснение при цитировании). Инграмма может быть

постоянно подключена в любую цепь организма (имеется в

виду контур циркуляции информации: наше пояснение при

цитировании), ведет себя как особое существо.» — “Диане-

тика”, с. 72, 73 с изъятиями.

Последнему абзацу сопутствует сноска:

«Слово «инграмма» в Дианетике используется в его со-

вершенно точном значении как определенный и постоянный

отпечаток, оставленный раздражителем на протоплазме

ткани. Инграмма считается отдельной группой раздражите-

лей, которые запечатлеваются исключительно в клетках ор-

ганизма.»

На следующей странице 74 помещена сноска, поясняющая различие

инграммы и памяти:

«Память: в Дианетике мы называем памятью всё, что за-

писано в стандартных банках памяти и что потенциально

доступно риколу со стороны «Я». Зрелище, представшее

перед глазами и воспринятое другими ощущениями, стано-

вится записью в стандартных банках памяти и позже может

быть вызвано «Я» для справок.»

Термин «рикол» поясняется следующим образом:

«Рикол: воскрешение в памяти (скорее вызов в сознание,

поскольку в дианетике подчеркивается различие рикола и

вспоминания) различных видов ощущений из прошлого.

Происходит от английского слова «recall», что означает «вы_-

зывать из прошлого».» — “Дианетика”, Глоссарий, с. 525.

Реактивный ум в дианетике — свойство тела, представляющее собой

«сборный “клеточный интеллект”»1: коллективный интеллект всего мно-

жества клеток. Далее сообщается, что:

«... реактивный инграммный банк может быть материа-

лом, складированным в самих клетках. И в данный момент

неважно, достоверна эта теория или нет. Об этом нужно бы-

ло сказать, чтобы дать основу для понимания того, что про-

исходит с человеком когда он теряет сознание.» — “Диане-

тика”, с. 88.

Вопрос о локализации инграммных записей и природе реактивного

ума действительно неважен, поскольку качества, на основе которых опре-

делены эти термины, проявляются в психической деятельности вне зави-

симости от локализации структур-носителей информации. Также вне зави-

симости от организации структур-носителей инграммы не попадают в

стандартные банки памяти. Всякий раз, когда человек оказывается без

сознания под воздействием боли или неприятных эмоций информация

попадает в реактивные инграммные банки.

Включению в работу, т.е. активизации записанных в реактивный банк

инграмм Л.Р.Хаббард посвятил девятую главу второй книги (“Дианетика”

представляет собой три книги в одной обложке), где описывает механизм

возбуждения инграмм окружающей обстановкой на конкретных примерах.

Мы не будем повторять это длительное описание, а укажем только на то

общее, что есть в этих примерах.

Если «аналитический ум не работает на высшем уровне» (“Диане-

тика”, с. 170), а поток информации извне или из собственных внут-

ренних переживаний и фантазий соответствует информации, запи-

санной в качестве инграмм в реактивном банке, то инграмма акти-

визируется в качестве алгоритма поведения человека и управления

физиологией его организма в новых обстоятельствах, возникших

спустя (возможно многие годы) после её попадания в психику ин-

дивида.

При этом, с одной стороны, активизированная таким образом инграм-

ма обеспечивает бездумно автоматическое поведение человека в новых обстоятельствах по записанному образцу, некогда реально обеспечившему

выживание организма при потере сознания или отключении аналитиче-

ского ума; а, с другой стороны, она же сызнова более или менее активно

воспроизводит все ранее оказавшиеся в ней болезненные ощущения и

эмоции, имевшие место в реальной жизни индивида в прошлом в процессе

записи инграммы в реактивные банки информации в его организме. По-

следнее обстоятельство при активизации повседневностью множества

инграмм выливается в общий набор более или менее ярко выраженных

психосоматических заболеваний организма и нарушений психики, свойст-

венных человеку на протяжении длительных периодов его жизни1.

Вызванные ситуационно активизированными инграммами болезнен-

ные ощущения и эмоции подавляют в новых обстоятельствах работу ана-

литического ума, что создает психологические условия для записи новых

инграмм; субъективно-психологические условия тем более подходящие,

чем сильнее отключен аналитический ум от процесса непрерывного ос-

мысления жизни активизацией уже свойственных психике инграмм.

Кроме того алгоритмы инграмм ветвятся, а случайный характер воз-

никновения инграмм не предполагает взаимной согласованности инфор-

мации, в них содержащихся. Это в наиболее тяжелых случаях выливается

в расщепление личности индивида: т.е. разделение памяти, доступной его

сознанию, на взаимно изолированные друг от друга области и расслоение

изначально единого его интеллекта на множество мелких интеллектов-

бесов (их Л.Р.Хаббард называет «демонами»2), ведущих более или менее

личностно развитое и обособленное существование в информационной

среде психики индивида наряду с той личностью, которая осознается им

как «собственное Я». И так долгоиграющая инграммная пластинка запи-

сывается на протяжении всей жизни виток за витком, слой за слоем...

Л.Р.Хаббард об инграммах пишет следующее:

«Может быть, до того, как человек приобрёл обширный

словарный запас, инграммы были полезны ему. Они помогали выживанию способами, которые будут описаны ниже1. Но

когда человек выработал язык, который включает в себя

слова, звучащие одинаково, но имеющие совершенно раз-

ные значения, и вообще когда начали появляться языки, ин-

граммы стали гораздо более опасными и перестали быть

полезными. А теперь, на нынешнем этапе эволюции, ин-

граммы совсем не защищают человека, а, наоборот, сводят

его с ума, притупляют все его способности и делают его

больным.» — “Дианетика”, с. 75.

Такого рода отрицательное отношение к инграммам в дианетике по

Хаббарду — её принципиальное воззрение, не знающее каких-либо ис-

ключений. Его обоснованность мы рассмотрим в следующих разделах

настоящей работы. Сейчас же мы обратим внимание только на одно зна-

чимое место, связанное с членораздельной речью, дабы более определённо

понять, чем словесно выраженная информация в инграммах отличается от

прочих оказавшихся в них ощущений, вследствие чего Л.Р.Хаббард и при-

шел ко мнению об исключительной вредности для человека (говорящего, а

не разумного) всей информации в его реактивном банке.

Все ощущения (но не слова), записанные в инграммах объективно

своеобразны (уникальны), а в информационном отношении они самодос-

таточны для индивида в том смысле, что большей частью имеет место

однозначное соответствие «обстоятельства — ощущения». Вследствие

этого при повторном и неоднократном возникновении жизненных обстоя-

тельств, аналогичных имевшим место при первичной записи инграмм,

инграммные программы поведения (большей частью) так или иначе обес-

печивают более или менее адекватную новым обстоятельствам бессоз-

нательно автоматическую реакцию организма. По этой причине неко-

гда записанный в качестве инграммы алгоритм поведения, некогда уже

обеспечивший выживание организма, воспроизводится и в повторившихся

обстоятельствах реактивным умом автоматически, тем самым обеспечивая

минимально возможное для индивида качество управления. Совершенно

иначе обстоит дело, если отдельные слова и более сложные языковые

конструкции, оказываются в банках данных, на основе которых действует

реактивный ум.

Слова и более сложные языковые конструкции за счет многознач-

ности их смысла, обусловленного не только объективными обстоя-

тельствами (что характерно для большей части бессловесных ощу-

щений), но и субъективными особенностями словоупотребления

уничтожают это более или менее однозначное соответствие инфор-

мации, записанной в качестве инграммных программ поведения,

повторяющимся жизненным обстоятельствам.

Это происходит потому, что реактивному уму свойственно мыслить

отождествлениями, и как выразился Л.Р.Хаббард, «реактивный ум крадет

значение содержащихся в нём слов из аналитического ума» — “Дианети-

ка”, с. 158. И если инграммы активизируются услышанными словами, то

записанные в них алгоритмы управления поведением и физиологией орга-

низма далеко не всегда соответствуют возникшим обстоятельствам. При

господстве реактивного ума над сознанием, всё протекает как в широко

известном анекдоте:

Разговор в автобусе: “Подвинься, рыбонька...”

«Рыбонька» мыслит: “Рыбонька — это щука; щука — это

зубы; зубы — это собака...” — после чего эта «рыбонька»

вопит на весь автобус: “Граждане! Он меня — ни за что —

сукой обозвал!!!”

Поэтому, если аналитический ум в силу каких-то причин недостаточно

деятелен в текущих жизненных обстоятельствах, то одного слова услы-

шанного в них индивидом может оказаться достаточно для того, чтобы

более или менее активизировать в его психике какую-то одну инграмму

(или несколько инграмм сразу) в условиях, в которых реактивный (на

ситуацию) инграммный автоматизм не обеспечивает сообразного обстоя-

тельствам управления поведением индивида и физиологией его организма1.

 «Инграмма диктует всевозможные процессы, которые

происходят в жизни; она в состоянии диктовать веру, мне-

ния, мыслительные процессы или их отсутствие, действия

всех видов, а порой создает обстоятельства поразительной

сложности и бестолковости. Инграмма в состоянии дикто-

вать организму всё, что содержит сама, а содержать она

может любые мыслимые комбинации слов. Аберрированное

поведение заставляет аналитический ум оправдывать дей-

ствия и состояния организма, а также свои собственные

странные промахи. Это называется оправдательным мыш-

лением.» — “Дианетика”, с. 96, 97.

Поскольку реактивный ум мыслит отождествлением вида АВС, хо-

тя реально АВС, то это порождает еще одно значимое явление, вследст-

вие которого индивид всегда оказывается под воздействием фона более

или менее активных инграммных алгоритмов управления. Для реактивно-

го ума и все моменты времени идентичны в том смысле, что «сейчас» 

«вчера» «всякая дата. всякое время суток» «всегда». Поскольку в нор-

мальном состоянии сознания человека аналитический ум некоторым обра-

зом взаимодействует с реактивным, то хронологически привязанная ин-

формация из стандартных банков памяти связывается с хронологически

неопределённой информацией из инграммного банка всякий раз, когда та

или иная инграмма возбуждается (рестимулируется) внешними обстоя-

Западе вызвало неудовольствие и противодействие со стороны заказчиков этих

разработок.

Недовольство деятельностью Л.Р.Хаббарда и развернутая кампания против

него и его сподвижников была обусловлена отчасти и тем, что ничего не подозре-

вавшие граждане при получении дианетической помощи осознавали, что ранее

подверглись специальной психологической переделке со стороны спецслужб их

государств. Тщательно засекреченное спецслужбами становилось общеизвестным

и исключало возможность проведения спецопераций с использованием ничего не

подозревавших о своем предназначении индивидов — носителей информацион-

ных мин.

Согласно объяснениям саентологической церкви, в такого рода очеловечи-

вающем воздействии дианетической практики на психику созданных спецслуж-

бами зомби — одна из причин государственно организованных гонений против

саентологической церкви.

Но и интерес спецслужб и разного рода орденских структур к дианетике так-

же связан с желанием обойти этический Кодекс Одитора и употребить кое-какие

достижения дианетики для более совершенного зомбирования спецагентов.

Свидетельствами, окружающими индивида. О проявлении этой особенности

инграмм Л.Р.Хаббард пишет:

«Существует другой вид мышления тождествами, и это

та группа, которая разрушает способность ориентироваться

во времени. «Ты не знаешь, когда это случилось» является

классической фразой. «Я не знаю, насколько сейчас поздно»

и другие имеют странное и специфическое влияние на ра-

зум, так как он работает по своему собственному точному

хронометру, а инграммы читают циферблат совершенно

неправильно. На сознательном уровне человек неплохо

справляется с аналитическим временем. Инграммы про-

скальзывают вперед и назад в зависимости от того, когда

они включены или рестимулированы. Инграмма может быть

причиной сегодняшнего действия, которое принадлежало

ситуации сорок лет назад на траке времени и должно было

оставаться там. Это не замечания о различиях во времени,

которые так сильно аберрируют; это безвременный характер

инграмм. Время — великий шарлатан, оно ничего не излечи-

вает, оно только изменяет свойства окружающей среды и

окружение человека. Инграмма десятилетней давности, со

всеми болезненными эмоциями, может быть, покрылась

оболочкой и «забыта», но если она рестимулирована сего-

дня — она уже перед вами, готовая вызвать соответствую-

щие действия.» — “Дианетика”, с. 405.

Цель дианетической терапии — полное опустошение реактивного бан-

ка инграммных записей, очистка его (отсюда и происходит термин «клир»

— «clear», т.е. чистый).

Дианетической терапии посвящена третья книга “Дианетики”. Мы

также не будем её пересказывать. Отметим только главное в ней. Л.Р.Хаб-

бард особое внимание уделил тому, чтобы пациент не вводился в её ходе в

бессознательное состояние, что сопровождалось бы неизбежным пополне-

нием его инграммного банка. А если пациент в ходе сеанса непроизвольно

сам всё же впадет в бессознательное состояние, то процедура клирования

построена так, чтобы пациент осознанно вспомнил всё, что происходило с

ним и вокруг него, пока он пребывал в спонтанно возникшем во время

сеанса терапии состоянии бессознательности. Сама терапия, как она опи-

сана в книге “Дианетика”, сводится к беседе двух людей по определенным

Кодексом Одитора и процедурой правилам.

Это называется «одитинг». Это слово и однокоренные с ним происхо-

дят от английского, имеющего значение «слушать и рассчитывать» —

“Дианетика”, Глоссарий, с. 522. В этой беседе на одитора, ведущего сеанс,

возлагается задача, задавая вопросы и высказывая пациенту просьбы,

заставить его реактивный ум выдать содержание инграмм на уровень

сознания пациента. В ходе проводимого таким образом клирования ин-

граммы последовательно выявляются, но они не уничтожаются в том

смысле, что стираются из психики, вследствие чего субъект якобы лиша-

ется какой-то части памяти о своей прошлой жизни.

Процесс вхождения сознания в инграмму для пациента неприятен в

силу специфики обстоятельств, в которых возникли инграммы, а кроме

того реактивный ум, как утверждает дианетика, блокирует осмысленный

доступ сознания к этой информации, оберегая его от неприятных пережи-

ваний. По этой причине без помощи одитора не обойтись. Как объясняет

это Л.Р.Хаббард, сам пациент при вхождении его сознания в инграмму не

может ни её анализировать, ни управлять вхождением в неё, поскольку

инграммная информация подавляет его аналитический ум. Л.Р.Хаббард

пишет:

«Только при помощи терапии Дианетики аналайзер мо-

жет овладеть этими данными (и устранение инграммы не

зависит от того, контактирует ли с ними аналайзер, несмотря

на старое поверье, что «осознание» чего-то сразу же от это-

го излечивает: стоит только «осознать» инграмму без Диане-

тической технологии1, и человек сразу же в беде).» — “Диа-

нетика”, с. 95, 96.

«С самого начала исследований Дианетики в 1930 году

большинство пациентов до какой-то степени верили в то, что

могут работать над своими кейсами («case» — по-английски

случай: наше пояснение при цитировании) на самоконтроле.

Непонимание того, что одитор интересуется только тем,

что было сделано пациенту, а не тем, что было сделано им

самим кому-то другому, а также некоторая стыдливость или

надуманное чувство вины часто порождают пустую надежду,

что человек может делать одитинг сам себе.

Этого нельзя сделать. Это прямое заявление и научный

факт. Одитор нужен по множеству причин. Он сидит не для того, чтоб контролировать преклира и понукать им; его

функции заключаются в том, чтобы слушать, настаивать,

вычислять проблему преклира и помочь ему разрешить её.

Работа идет с учетом следующих уравнений:

** Динамики преклира слабее, чем сила его реактивного

банка.

** Динамики преклира плюс динамики одитора обладают

большей силой, чем сила реактивного банка преклира.

** Аналитический ум преклира отключается каждый раз,

когда он добирается до инграммы, и тогда он больше не в

состоянии за ней гоняться и проходить её достаточное коли-

чество раз, чтобы разрядить её без помощи одитора.

** Аналитический ум преклира плюс аналитический ум

одитора в состоянии найти инграммы и пройти их.

(Есть еще одно уравнение, которое больше нигде не

упоминается, но оно имеет отношение к Кодексу Одитора и

математически доказывает необходимость этого Кодекса:

** Сила инграммного банка преклира плюс сила аналити-

ческого ума одитора вместе больше, чем аналитический ум

и динамики преклира. <...>)» — “Дианетика”, с. 440, 441.

Но после выхода с помощью одитора инграммной информации на

уровень сознания пациента она перестает быть инграммой, не искажает

деятельности его аналитического ума и психики в целом, занимает место в

стандартных банках памяти на своем месте на траке времени, после чего

поддается осознанному переосмыслению самим пациентом по его воле.

Замкнутые на эту инграмму ресурсы психики и, прежде всего, анали-

тического ума высвобождаются и становятся доступными для осознанного

пользования ими по произвольному желанию индивида, что находит свое

выражение в росте коэффициента интеллектуальности «IQ», исчезновении

неврозов, психосоматических заболеваний и т.п. После выявления «бэйсик-бэйсик» и перегрузки её в стандартные банки памяти реактивный банк

оказывается пустым (до нового периода бессознательности, когда откры-

вается возможность к его пополнению), а человек становится клиром —

нормальным с точки зрения дианетики по Хаббарду. При этом исчезают и

психосоматические заболевания и нервно-психические заболевания, ранее

возбуждавшиеся активными инграммами, после чего организм спустя

какое-то время восстанавливает свой жизненный потенциал, насколько ему позволяют возраст и степень невосполнимого ущерба, понесенного им

в прошлом.

Почти в самом конце книги Л.Р.Хаббард пишет следующее:

«(...) Культура, не говоря уж о юриспруденции, становится

сложной и неповоротливой в возрастающей пропорции с

количеством зла, которое она учреждает в жизни, пытаясь

исправить старое зло. В конце концов не остается ничего

разумного; не остается ничего кроме силы, и там, где не жи-

вет разум, но живет сила, нет ничего, кроме вихря безумной

ярости. Туда, где существует безумная ярость, проблема

которой не решена, со временем должна прийти апатия; и

апатия, катясь по наклонной, неизменно приводит к смерти.

Мы сейчас стоим на мосту между двумя состояниями че-

ловека. Мы находимся над ущельем, которое отделяет не-

высокое плато от другого, более высокого, и преодоление

этого ущелья — искусственный эволюционный шаг в челове-

ческом прогрессе.

Одитор находится на этом мосту; когда он станет клиром,

он будет на более высоком краю. Он увидит, что происходит

интенсивное движение по мосту. Он может увидеть, как обы-

чаи, законы, организации и общества пытаются избежать

моста, но, сбитые с ног движущейся массой людей, срыва-

ются вниз в пустоту.» — “Дианетика”, с. 488.

Завершая книгу, Л.Р.Хаббард возвращается к этой аналогии:

«Ранее считалось, что мост через ущелье построить не-

возможно, да и вообще люди на нижнем плато просто не

видели более высокого уровня, большинство не подозрева-

ло о существовании верхнего плато. Инженер, разработав

новые принципы постройки мостов и найдя новые пути ис-

пользования своих материалов, умудряется построить мост

через ущелье. Он сам переходит ущелье по мосту и рассма-

тривает новые земли с большим удовольствием. Больше и

больше людей переходят мост. Мост устойчив, хоть и неши-

рок, и по нему можно безопасно перейти ущелье. Он не был

построен для быстрого насыщенного потока. Но он содержит

основные принципы и аксиомы, при помощи которых мосты

могут быть построены через ущелье опять и опять. Множество людей начинает приближаться к ущелью и смотреть

вверх.

Каким бы было ваше мнение об обществе на нижнем

плато, если бы люди там стонали, плакали, спорили и не

помогли бы расширить мост или построить новый?

* * *

В этом учебнике мы даем начальные аксиомы и терапию,

которая работает.

Ради Бога, беритесь за дело и постройте лучший мост!»

— “Дианетика”, с. 495.

Иными словами, Л.Р.Хаббард утверждает, что его книга “Дианети-

ка” — не собрание оторванных от жизни измышлений, а в ней опи-

сан большой практический опыт оказания помощи многим и мно-

гим людям в решении их психологических и прочих психически

обусловленных проблем. Кроме того, сам он не настаивает на том,

что построенный им “мост” — наилучший из возможных и предла-

гает тем, кто не согласен с его воззрениями, построить лучший

«мост», нежели построил он.

Недовольство многих дианетикой и саентологией является подтвер-

ждением того, что дело Л.Р.Хаббарда не осталась без общественно значи-

мых последствий. Изменив личностную психическую культуру и психиче-

скую деятельность, множество людей в разных странах мира стали жить

иначе, чем жили при стихийно сложившейся их прежней психической

культуре. Но чтобы понять существо этих изменений, необходимо рас-

смотреть некоторые вопросы, стоящие вне дианетики и саентологии по

Хаббарду.

13 апреля — 27 июля 1998 г.

(Уточнения 2 — 8 ноября 1998 г.)

Приди на помошь моему неверью....doc Ошибка! Число не может быть представлено в

указанном формате.