Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

§ 2. Способности шестилетних детей

Гармоническое развитие шестилетнего ребенка тес­нейшим образом связано с его способностями — особен­ностями личности, которые обеспечивают высокие дости­жения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.

Многие из них уже заметно проявляются к 6 годам. К числу таковых относятся познавательные способности, включающие в себя сенсорные (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности.Последние обеспечивают относительно легкое и продук­тивное овладение и оперирование знаниями, их знаковы­ми системами.

Познавательные способности ребенка проявляются, например, в точности, чувствительности его восприятия к различиям предметов, умении вычленить наиболее ха­рактерные их свойства, отличия друг от друга, умении разбираться в сложных ситуациях, задавании вопросов, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций  (причина — следствие,  противопоставле­ние и т. д.), наблюдательности, смекалке. Важным усло­вием развития этих способностей является тяга к умст­венным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания умственного напряжения.

К 6 годам развиваются и специальные способности, например музыкальные. Они включают в себя ладовое чувство (способность эмоционально откликнуться на му­зыку) и тонкое, дифференцированное восприятие (слу­ховой компонент музыкальности). Музыкальные спо­собности ребенка выражаются и в способности к слу­ховому представлению.

Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности двигательно переживать музыку, «чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить послед­ний», также является, как отмечал Б. М. Теплов, пока­зателем музыкальной способности. Детей с музыкаль­но-двигательными способностями отличает передача иг­рового образа, произвольность движений (умение под­чинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве), инициатива.

Музыкальные способности можно обнаружить уже в раннем возрасте. Но бывает и 1ак, что у некоторых шес­тилетних детей они еще незаметны. Однако не следует этих ребят сразу относить к числу бездарных в области музыки. Исследования показывают, что ход развития музыкальных способностей очень индивидуален и сла­бое развитие одной из музыкальных способностей мо­жет тормозить проявление других. Удаление же этого тормоза влечет развитие и других способностей, если, конечно, ребенок включен в музыкальную деятельность,

Немало шестилетних детей проявляют способности к изобразительной деятельности. Они проявляются в «ост­роте видения», ярком воображении, зрительной памяти мира и фантазии, согласованных движениях рук. Но нужно иметь в виду, что при развитии изобразитель­ных способностей нужно формировать не только верный глаз и умелые руки, но и эмоциональную отзывчивость ребенка.

Активное развитие литературных способностей отно­сится к более позднему периоду школьной жизни. Од­нако и в 6 лет они уже проявляются в словесном твор­честве детей (а у некоторых и раньше). В шестилетнем возрасте дети начинают сочинять сказки, стихи, расска­зы. Плоды словесного творчества шестилетних как по форме, так и по содержанию в большей части примитив­ны, подражательны, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целом. Л. С. Выготский писал, что было бы неверно и несправедливо рассмат­ривать ребенка как писателя, что его словесное твор­чество необходимо прежде всего для полного разверты­вания сил самого «автора», оно нужно и для детской среды, в которой оно рождается,

В первые годы жизни (включая 6—7 лет) особенно важно развитие способности к подлинному восприятию и пониманию поэзии, умения наслаждаться художествен­ной литературой.

К шести годам зарождается и такой вид способностей, как способность к художественно-театральной деятель­ности, Для ее развития организуются кукольный театр, настольный театр игрушки, театр на плоскости, инсцени­рование сказок, басен,стихов (7).

В шестилетнем возрасте можно наблюдать проявле­ние практических способностей, таких, как организа­торские, конструктивно-технические. Зачатки организа­торских способностей легче всего заметить, наблюдая за играми, в которых они и формируются. Дети с организа­торскими способностями выступают инициаторами игр, распределяют роли, оценивают игру других, меняют сю­жет игры,

Способности к конструктивной деятельности прояв­ляются, например, в умении легко устанавливать прост­ранственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструк­ции, в умении внести изменения в решение конструк-торско-технической задачи.

Наиболее активно проявляются эти способности в сооружении построек, необходимых для игры; при кон­струировании по контуру, схемам, по условиям, по за­мыслам; в экспериментировании с конструктором, Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает ус­пешное выполнение самых разнообразных видов дея­тельности. В какой степени оно будет сформировано у наших шестилетних, во многом зависит от воспитателя, учителя, родителей, их внимания к развитию творческих способностей, умения их стимулировать.

При этом важно вызвать интерес детей к окружаю­щему миру, стремление понять его, увлечь ребенка са­мим процессом творчества.

Телезрители Белоруссии не раз видели выступления старших воспитанников детского сада № 160 г. Минска. Ребята показывали оперу, и не одну! «Муха-цокотуха», «Лесная сказка», «Аленушке и лиса» и др. В них участвуют все дети, так как спектакль пока­зывают несколько раз и исполнители меняются ролями; дети же помогают в изготовлении декораций, костюмов... Уже много лет со­храняется эта увлеченность воспитателей и детей художественной деятельностью. И наверное, невозможно жить в атмосфере твор­чества, увлеченности и не заразиться ею. Эту творческую атмос­феру поддерживают заведующая, старший педагог, воспитатели, музыкальный руководитель Е. А. Ремизовская. Но соавторами спек­таклей являются и дети—они вместе со взрослыми сочиняют дви­жения, танцы персонажей, фрагменты «арий».

Как важно для детей встретиться в жизни с увлечен­ными творческой деятельностью воспитателями, учите­лями!

Педагогу важно знать, по каким показателям можно судить о наличии творческого начала в художественной деятельности детей.

Вот основные из них:

I. Показатели, характеризующие отношение де­тей к творчеству: искренность, непосредственность пере­живаний; увлеченность, захваченность деятельностью, активизации волевых усилий; способность к «вхожде­нию» в изображаемые обстоятельства, условные ситуа­ции; специальные художественные способности (образ­ное видение, поэтический и музыкальный слух), позво­ляющие успешно решать творческие задачи.

II. Показатели качества творческих дейст­вий: дополнения, изменения, вариации, преобразова­ния уже знакомого материала, создание новой комби­нации усвоенных старых элементов, применение извест­ного в новых ситуациях; самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания, нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно; быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; нахождение оригиналь­ных приемов решения творческих заданий.

III. Показатели качества продукции детского художественного творчества: нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в ри­сунке, игре-драматизации, своеобразие манеры испол­нения и выражения своего отношения; соответствие дет­ской продукции элементарным художественным тре­бованиям.

Об обогащении творческого воображения детей рассказывает в своей увлекательной книге «Дети пишут стихи» В. Л. Глоцер. Речь в ней идет главным образом о развитии литературных способностей более старших школьников, но основные ее мысли могут предста­вить, на наш взгляд, ценность и для педагогов, работающих с младшими учениками.

Для литературно одаренных ребят в Ленинграде в 1934 году было решено создать в Доме детской литературы хорошую библио­теку и при ней клуб. Именно библиотеку, а не литературную сту­дию. В ней ребята могли получить любую интересующую их книгу «Раз в неделю, — пишет В. Л. Глоцер, — к детям приходили извест­ные ученые: Ферсман, Иоффе, Визе, полярные исследователи, зимов­щики, путешественники — и рассказывали о новейших достижениях своей науки, о последних своих экспедициях».

В другой раз дети встречались с поэтом Самуилом Яковлеви­чем Маршаком (он и был руководителем клуба), читали ему свои стихи и прозу и получали нужную консультацию.

Это была замечательная школа (вряд ли необходимо оговари­вать, в каком смысле я употребляю это слово), где литературу преподавали наряду с наукой, техникой, искусством. В Ленинграде эту школу называли детским университетом. «Но она была больше, чем университет. Она давала своим воспитанникам богатую пищу не только для ума, но и для сердца» (31, 21—22).

При формировании способностей самых маленьких учеников важно не упустить из виду и другую сторону. Нередки случаи, когда ребенок, подававший немалые надежды при поступлении в школу, в скором времени утрачивает былое преимущество, его способности как бы «гаснут». Почему? Что тормозит их развитие? Конечно, причины здесь могут быть разными, но одной из часто встречающихся является отсутствие у детей трудолюбия, усидчивости, настойчивости, чему способствовали недо­статки в воспитании. Так, например, советский психо­лог Н. С. Лейтес, изучавший индивидуальные случаи детской одаренности, приходит к выводу: склонность к т^УДУ, умственному напряжению представляет собой ос­новополагающий фактор одаренности. «Склонность к труду — это не сопутствующее явление... — пишет он, —  а как раз то, что во многом определяет и качество до­стижений».

У некоторых детей способности проявляются рано. Каково должно быть отношение к таким детям? Следу­ет развивать дальше способности ребенка. Правильно поступают учителя, воспитатели, когда способному к рисованию ребенку дают более сложные, чем остальным детям в классе (группе), задания, предъявляют к их результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Следует поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать од­нобокости в его развитии, использовать эти интересы как рычаг, подтягивающий другие стороны его личности. Ведущий интерес должен быть мотором всестороннего развития личности.

Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка может привести к появлению у него целого ря­да негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тще­славие, эгоизм и др.), что опасно как для самого ребен­ка, так и для окружающих.

Пристального внимания требуют не только дети, ра­но проявившие свои дарования.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на по­верхности. Нередко приходится «раскапывать», отыски­вать их. Это нелегкий труд, однако он необходим, ибо каждый человек может проявить дарование в одной или нескольких видах деятельности при правильном определении его интересов и развитии его способностей. Необходимо изучить внутренний мир маленького чело­века, его склонности, интересы, познать возможности, силы ребенка в разных видах деятельности. Это помо­жет обнаружить ту область знаний, вид деятельности, к которому наиболее способен ребенок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каж­дого.

В работе по изучению интересов, способностей де­тей должны объединить свои усилия все: и учитель, и воспитатель, и родители. Каждый из них имеет возмож­ность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обязательно обмениваться, обсуждать их со­вместно. Тогда и границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ре­бенка представится в более полном виде.