Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПСИХОДРАМА И ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ II (1948)

Дж.Л.Морено

Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе.

Издательство «Иностранной литературы», М., 1958.

За последние два столетия в области психотерапии про­изошли три революции. Каждая характеризовалась специ­фическим изменением процедуры. В каждой из них новая практика постепенно заставляла пересмотреть теорию, но в каждой последующей революции новый метод, включая предыдущую форму, был больше по размаху и выше по сте­пени.

Первая революция в середине XVIII столетия связана с ' именем венского врача Месмера. Действие, гипноз, состояло в приведении пациента в состояние транса. Месмер полагал, что гипнотизер вызывает состояние «гипнотизируемого», и разработал теорию животного магнетизма, согласно ко­торой флюид истекает от врача к субъекту.

В конце XIX столетия другой житель Вены Фрейд выз­вал новую революцию, отвергнув гипнотический сон как,  лечебное средство и введя новый вид действия. Пациент и врач встречаются вполне сознательно, пациенту говорят, чтобы он рассказал доктору все, что ему приходит на ум. При помощи этого метода, названного психоанализом, врач надеялся достичь всех тех результатов, которые раньше достигались при помощи гипноза, и еще много большего результата, чему преграждало путь гипнотиче­ское состояние пациента. Психоаналитический метод привел к тому, что месмеровская теория животного магнетизма и ее рационалистические модификации Шарко, Бернгейма и других вышли из употребления и были заменены хорошо из­вестной системой психоаналитических теорий.

Во время решающих лет между 1900 и 1925 годами, когда развивались теория и практика психоанализа, суще­ствовало много широко обсуждаемых различий между пси­хоаналитическими школами. Хотя конфликт между Фрей­дом, Юнгом и Адлером был вызван различными взглядами на анализ и интерпретацию, но между ними не было кон­фликта в отношении процедуры. Фрейдисты делали упор на либидо и его кахексис в качестве основной детерминанты человеческого поведения. В то же время Адлер предпочи­тал в качестве основы своего анализа неполноценные орга­ны и неполноценные чувства. Что касается Юнга, для него, по-видимому, имели значение коллективное бессознатель­ное и экстровертный-интровертный типы личности. Но если бы мы смогли зайти в кабинет фрейдиста, адлерианца пли последователя Юнга в период между 1910 и 1930 года­ми, процедура всюду была той же самой. Врач и пациент находятся одни в совершенно изолированном кабинете вра­ча, полностью недоступном для наблюдателя. Имелись не­большие модификации. В одном случае пациент лежал на кушетке, в другом случае сидел перед врачом, в третьем слу­чае процедура была менее формальной и сеанс короче. Но во всех случаях пациент свободно говорил о самом себе, а врач давал анализ полученного материала. Как бы ни был велик контраст между методом и глубиной интерпретации, процедура оставалась неизменной.

В наше время, за последние двадцать пять лет, произо­шла новая революция, когда первый терапевтический театр был открыт в Вене. Она была опять вызвана радикальным изменением процедуры. Метод стал известен под названием психодрамы, социодрамы, и состояла игрании ролей и вы­полнении действия. Пациент стал теперь актером на сцене, играющим перед более или менее многочисленной аудитори­ей других пациентов. Отношения между врачом и пациентом стали второстепенными. Мы снова оказались в центре пе­ресмотра теории. С новой процедурой возникают новые кон­цепции и теории. Эти процедуры состоят из двух частей:

а) лечение аудитории (групповая психотерапия); б) пред­ставители группы отображают на сцене проблемы, от ко­торых страдает аудитория (терапия действием). Группы ви­дят отражение самих себя во многих версиях на сцене. Они смотрят на это отражение и видят себя. Систематически прослеживаются реакции, происходящие от шока, audio ego (лица, составляющие публику) и вспомогательных ego (актеры на сцене).

 

Резюме

«Психоанализ... начался только тогда, когда я отверг технику гипноза» (Фрейд, «Автобиография», 1935). Я мог бы перефразировать это, сказав: психодрама началась, когда я отказался от кушетки и приема свободной ассоциации и заменил их открытым пространством многих измерений (сцена или любое другое открытое место), а также психодра­матическими приемами.