Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1.2.Основные периоды формирования психологического знания

На протяжении многих столетий предметом психологии была душа. Однако содержание этого понятия в разное время было раз­ным. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, из которой состоит все живое. Главной функцией души считалась акти­визация тела, так как тело тогда представлялось инертной массой, которая становится подвижной благодаря душе. Кроме того, душа еще и направляет энерги, то есть душа руководит поведением че­ловека. Позже к функциям души примкнуло познание, что к исследо­вани активности добавило изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из ведущих проблем психологической науки.

Средневековая философия изучала душу прежде всего для бо­гословия. Это существенно сузило возможности научного познания. Формально предмет науки не исследовался, тем не менее в область исследования входило изучение видов активности тела и особен­ности познания, прежде всего чувственного познания мира. Регу­лятивная функция, волевое поведение, логическое мышление счита­лось прерогативой божественной воли, боговдохновенной, а не ма­териальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского,   Ф. Бэкона и др.).

XVII век стал эпохой коренных изменений в социальной жизни Западной Европы, веком научной револции и торжества нового ми­ровоззрения. Именно поэтому он был назван Просвещением. В Но­вое время психология избавлялась от диктата богословия. Проблема предмета психологии снова стала актуальной. Полность отказаться от богословского понимания души было невозможно, поэтому пред­метом познания становится сознание, его содержание и пути его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.

Однако такой подход уже в XVIII веке привел к тому, что пред­метом психологии стали познавательные процессы. Поведение че­ловека, эмоциональные процессы, развитие личности в это время не вошли в предмет изучения. Такое ограничение в выборе предмета исследования поначалу имело положительное значение, так как по­могало избавиться от тайного, сакрального, стать более наукообраз­ной, объективной, экспериментальной наукой.

Как и в предшествущем веке, в Западной Европе происходило дальнейшее укрепление капиталистических отношений. Расширя­лось и крепло движение, названное Просвещением.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психи­ке. Отныне не психика, а физиология стимулировала рост психиче­ского знания. Имея своим предметом особое природное тело, фи­зиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатоми­ческое начало». Функции, в том числе и психические, исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Теория эволции Ч. Дарвина, работы Г. Спенсера и других ис­следователей позволили физиологии отойти от философии, а также кроме познавательных процессов в предмет психологии были вклчены поведение и эмоциональные процессы. Кроме того, следу­ет отметить, что следствием объективизации науки стало появление новых методов исследования, а в частности - интроспекции.

От уровня теоретических представлений о предмете психоло­гии следует отличать уровень конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента попадает все более широкий круг явлений. Представления об ассоциациях имели самые разные толкования со времен Платона. В одних философских системах (Р.Декарт, Т.Гоббс, Спиноза, Дж. Локк, Д. Гартли) ассоциация означала связь и порядок телесных впечатлений, появление одного из которых по закону при­роды вызывает смежные с ним; других ( Дж. Беркли, Д. Юм, Т. Бра­ун, Дж. Милль и др.) - связь ощущений во внутреннем опыте субъек­та, не имещу отношения ни к организму, ни к порядку испытанных им внешних воздействий.

С рождением экспериментальной психологии изучение ассо­циаций становится ее излбленной темой, которая разрабатывается в нескольких направлениях.

Ассоцианистический подход, на базе которого выстраивал сво модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты ду­шевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний и т.д.

Совокупность фактов, изложенных выше, заставила ученых ис­кать новый предмет и новые методы исследования психики.

Чем успешнее шла экспериментальная работа в психологии, тем обширнее становилось поле изучаемых е явлений. Следова­тельно, версия о том, что предметом психологии является сознание, а методом - интроспекция, устарела. Первые школы, появившиеся в конце XIX века - начале XX века (структурализм, функционализм, Вцбургская школа), просуществовали недолго. Каждая вновь поя­вившаяся школа выступала как критика на предыдущу, отрицая выброшенный теоретиками и практиками предмет исследования.

Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х гг. XX века психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод изучения. Так, для бихевиористов предметом изучения стало пове­дение животных и людей. Сторонники психоанализа занимались изучением психического, которое находится за пределами испы­тываемых субъектом явлений, о которых он способен дать от­чет. Предметом исследования гештальтистов стали психические образы - гештальты.

Во второй половине XX века возникат новые школы и направ­ления. Следует отметить, что вновь появившиеся школы являлись синтезом уже существовавших школ (гуманистическая психология объединила в себе психоанализ и бихевиоризм), а также дальней­шим развитием школ (фрейдизм - неофрейдизм; бихевиоризм - ког­нитивный бихевиоризм - социальный бихевиоризм). Соответствен­но предмет исследований оставался тот же, но исследователи ус­ложняли, уточняли, находили новые объекты исследования. Таким образом, с середины XX века психология вступила в современный этап своего развития, для которого характерны уже не дробление на новые школы, а тенденция к объединени.