В современной социальной психологии существут различные определения социальной установки. Чаще всего используется определение, которое было дано Г. Оллпортом: социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное его прошлым опытом.
Для сглаживания расхождений в определениях, даваемых этому поняти, Смит в 1942 г. предложил различать в структуре установки три ее взаимосвязанных компонента:
-когнитивный (обнаруживается в виде мнений, утверждений относительно объекта установки;
-эмоциональный (отношение к объекту, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, которые он вызывает; оценки «нравится — не нравится» или амбивалентное (двойственное) отношение);
-поведенческий (готовность индивида к осуществлени конкретной деятельности (поведения) с объектом).
Основными свойствами установок выступат устойчивость и изменчивость. Если индивид во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ поведения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки.
В качестве одного из факторов изменения установок исследовалось воздействие средств массовой коммуникации. Так, поступащая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имещимися знаниями с цель определения того, совместима она с ней или нет. Если установка содержит в себе информационные противоречия, например, о вреде и пользе объекта, то под влиянием поступления новой информации и рациональных аргументов в ней могут происходить изменения. В результате оценка в отношении объекта может меняться, а в след за ней меняется и поведение индивида.
Различат следущие виды установок по их модальности:
-положительные («за» объект);
-отрицательные («против» объекта);
-нейтральные.
Основная функция установки — регуляция социального поведения индивида. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в социальной действительности.
Защитная функция социальной установки достигается благодаря тенденции к единообрази установок у ближайшего социального окружения, например между членами семьи. Такое «подравнивание» индивидом его социальных установок под существущие нормативы служит для того, чтобы производить хорошее впечатление о себе и получать социальное одобрение.
Устойчивые и закрытые от влияния нового опыта формы существования установки — это предрассудки и стереотипы. В структуре стереотипа главну роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к лбому объекту. Стереотип своим происхождением обязан сети массовой коммуникации, он формирует упрощенные и поверхностные представления якобы существенных деталей в лбом вопросе может при более детальной проверке оказаться всего лишь художественным штампом.
Если объектом стереотипа выступает другой человек, то ведущими признаками часто оказыватся его пол, национальность, профессия, а прочие различия неоправданно игнорирутся. Наиболее характерной особенность является деление лдей на «своих» и «чужих», причем «свои» восприниматся идеализированно, им приписыватся только положительные качества (автостереотип), а «чужие» наделятся негативными оценками (гетеростереотип).
Предрассудки содержат искаженные, иррациональные знания об объекте, не соответствущие новому опыту, менящейся действительности относительно неодушевленных объектов это, например, суеверия, а в социальной сфере — обоснования расовых, этнических и других различий. Значение предрассудка как иллюзорного, фантастического объяснения действительности в том, что он косвенно способствует сохранени социального неравенства, тормозит прогрессивные перемены.