Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

5.2. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности

В современной социальной психологии существут различные определения социальной установки. Чаще всего используется оп­ределение, которое было дано Г. Оллпортом: социальная установ­ка - это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное его прошлым опытом.

Для сглаживания расхождений в определениях, даваемых этому поняти, Смит в 1942 г. предложил различать в структуре установки три ее взаимосвязанных компонента:

-когнитивный (обнаруживается в виде мнений, утверждений от­носительно объекта установки;

-эмоциональный (отношение к объекту, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, которые он вызывает; оценки «нравится - не нравится» или амбивалентное (двойственное) отношение);

-поведенческий (готовность индивида к осуществлени конкрет­ной деятельности (поведения) с объектом).

Основными свойствами установок выступат устойчивость и изменчивость. Если индивид во всех разнообразных ситуациях реализует ставший для него привычным и естественным способ пове­дения в отношении объекта, то это свидетельствует об устойчивости его установки.

В качестве одного из факторов изменения установок исследова­лось воздействие средств массовой коммуникации. Так, поступа­щая новая информация об объекте установки определенным обра­зом соотносится с уже имещимися знаниями с цель определения того, совместима она с ней или нет. Если установка содержит в себе информационные противоречия, например, о вреде и пользе объек­та, то под влиянием поступления новой информации и рациональных аргументов в ней могут происходить изменения. В результате оценка в отношении объекта может меняться, а в след за ней меняется и поведение индивида.

Различат следущие виды установок по их модальности:

-положительные («за» объект);

-отрицательные («против» объекта);

-нейтральные.

Основная функция установки - регуляция социального поведе­ния индивида. Система индивидуальных установок обеспечивает возможность его ориентировки в социальной действительности.

Защитная функция социальной установки достигается благодаря тенденции к единообрази установок у ближайшего социального ок­ружения, например между членами семьи. Такое «подравнивание» индивидом его социальных установок под существущие нормативы служит для того, чтобы производить хорошее впечатление о себе и получать социальное одобрение.

Устойчивые и закрытые от влияния нового опыта формы суще­ствования установки - это предрассудки и стереотипы. В структуре стереотипа главну роль играет его эмоциональный заряд, который однозначно указывает, что принято, а что неприемлемо, что вообще «хорошо» или «плохо» применительно к лбому объекту. Стереотип своим происхождением обязан сети массовой коммуникации, он формирует упрощенные и поверхностные представления якобы су­щественных деталей в лбом вопросе может при более детальной проверке оказаться всего лишь художественным штампом.

Если объектом стереотипа выступает другой человек, то веду­щими признаками часто оказыватся его пол, национальность, про­фессия, а прочие различия неоправданно игнорирутся. Наиболее характерной особенность является деление лдей на «своих» и «чужих», причем «свои» восприниматся идеализированно, им при­писыватся только положительные качества (автостереотип), а «чу­жие» наделятся негативными оценками (гетеростереотип).

Предрассудки содержат искаженные, иррациональные знания об объекте, не соответствущие новому опыту, менящейся действи­тельности относительно неодушевленных объектов это, например, суеверия, а в социальной сфере - обоснования расовых, этнических и других различий. Значение предрассудка как иллюзорного, фанта­стического объяснения действительности в том, что он косвенно спо­собствует сохранени социального неравенства, тормозит прогрес­сивные перемены.