Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1.Понятие об установлении якорей.

Все наши переживания это гештальты сенсорной информации (сенсорные четверки). Якорь есть любой стимул или сочетание стимулов (внутренне или внешне порожденных), которые запускают некоторое представление (четверку) или серию четверок (т. е. стратегию). Каждый раз, когда вызывается некоторая часть переживания (четверки), при этом в некоторой степени воспроизводятся и другие части этого переживания. Поэтому любая часть определенного переживания может быть использована в качестве якоря, дающего доступ к другой части этого переживания.

Установление якорей во многих отношениях напоминает концепцию «стимул реакция» в бихевиористских моделях. Однако, между ними есть следующие важные различия:

Для установления якорей не требуется длительное кондиционирование. Кондиционирование способствует установлению якоря, но часто якорь прочно устанавливается уже первым переживанием.

Для возникновения ассоциации между якорем и реакцией не требуется прямое подкрепление каким-либо немедленным, вытекающим из этой ассоциации, результатом. Это значит, что якори (или ассоциации) устанавливаются без прямого вознаграждения или подкрепления за ассоциацию. Подобно кондиционированию, подкрепление может способствовать установлению якоря, но не является необходимым.

Внутреннее переживание (т. е. когнитивное поведение) считается столь же значительным в отношении поведения, как и явные измеримые реакции. Иными словами, внутренний диалог, картина или ощущение являются реакциями в такой же степени, как слюнная реакция Павловской собаки.

Установление якоря создает связь (или синестезию) между некоторым представлением или группой представлений (четверок). Стимул, или представление, «имеет смысл» лишь в терминах реакции, вызываемой им у конкретного человека.

Одной из самых обычных, хотя и изощренных, систем установления якорей является язык. Написанные слова «собака», «тепло» или «любовь» это зрительные якори для внутренних представлений, происходящих из предшествующего опыта читателя. Чтобы осмыслить зрительный символ «собака», вы должны иметь доступ к прошлым переживаниям, связанным

 с определенным видом млекопитающих и представленным в форме сенсорной четверки. Это отношение можно продемонстрировать следующим образом:

Зд               < С,               З,                  К,                   О/В >

«собака»      звук лая    вид собаки   прикосновение     запах собачей

руки к шерсти      шерсти

Буквы –  с  о  б  а  к  а  – служат якорем определенного набора представлений. Изменяя форму стимула или что-либо прибавляя к нему, мы можем изменить также представления, вызываемые якорем. С выражениями «мокрая собака» или «пятнистая собака» связываются посредством якорей различные представления. Некоторые якори, в зависимости от типа якоря и от состояния человека, могут вызвать представления не во всех сенсорных системах. Такие фразы, как «посмотрите на это», «пробирает до костей» или «голос у него дрожал», в каждом случае обращаются к иной системе представления и устанавливают в качестве якорей представления в этой системе больше, чем в других.

Конечно, якори можно установить, используя любую из наших сенсорных модальностей. Выражение лица (З), жесты (З), тон и темп голоса (С), прикосновения (К), запахи и вкусовые ощущения (О/В) могут быть якорями для других переживаний. Стратегия это последовательность представлений, в которой каждое представление служит якорем для следующего.