Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

2. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПИСЬМА

§271. Рассмотренные выше типы письменных знаков не только сосуществуют в разных системах письма в той или иной пропорции, но и выстраиваются в определенную стадиально-историческую последовательность. Идеограммы как тип возникают в принципе раньше, чем фонограммы, а внутри каждого класса знаки, соотнесенные с высшими, более сложными единицами языка, возникают раньше, чем знаки, соотнесенные с единицами низшими и более простыми. Так, первые фразограммы предшествуют возникновению собственно письма, которое начинается с логограмм. Возникающие позже силлабограммы старше фонемограмм, а фонемограммы старше, чем знаки для отдельных ДП. Связано это с тем, что люди лишь постепенно научились анализировать свою речь, причем смысловые единицы были осознаны раньше, чем звуковые, и осознание более сложных единиц, таких, как предложение, слово, а также слог, произошло раньше, чем осознание простейших, элементарных единиц— морфемы и фонемы, а тем более ДП фонемы.

Рис. 8. Индейский наскальный рисунок вблизи крутой горной тропы в штате Ныо-Мексико. Предупреждает, что по этой тропе вскарабкается горная коза, лошадь же здесь свалится в про­пасть

Кроме того, в историческом развитии идеограмм прослеживается движение от изобразительных знаков к знакам условным, но еще сохраняющим наглядную мотиви-

 

ровку, а затем уже к чисто условным знакам, утратившим всякий след наглядной изобразительности.

§ 272. Предшественниками письма были, с одной стороны, как сказано выше, мнемонические знаки (бирки, зарубки и т. д.), с другой так называемая пиктография (от лат. pictus 'нарисованный'), т. е. наскальные и иные рисунки, служившие, помимо магической и, возможно, уже зарождавшейся эстетической функции, средством напоминания о содержании информации безотносительно к языковой форме передачи этого содержания. Пример информативной пиктографической композиции воспроизводится на рис. 8. Другой пример (рис. 9) содержит кроме изображений предметов также знаки с чисто условным значением.

Первые системы письма в подлинном смысле слова, как можно думать, были по значению используемых знаков логографическими: они передавали речевое сообщение более или менее пословно, слово за словом, но еще сохраняли в начертании и во «внутренней форме» знаков связь с пиктографией предписьменного периода.

Однако древнейшие системы письма, известные науке, древнеегипетская иероглифическая (с конца IV тысячелетия до н. э.) 1• шумерская (с начала III тысячелетия до н. э.), древнекитайская (со II тысячелетия до н. э.) и ряд других в Старом Свете, а в Новом Свете система майя (I тысячелетие до н. э.) уже не представляют в чистом виде логографическую стадию, а носят в той или иной мере переходный характер. Как и типологически более примитивные (хотя относящиеся к недавнему прошлому) факты из практики некоторых народов Африки, аборигенов Америки и Австралии, они позволяют в общих чертах проследить основные этапы становления и ранней эволюции письма.

обмена (косой крест) шкурок 30 бобров, убитых на охоте (изображение ружья), на бизона, выдру и еще какое-то животное.

Так, мы можем отметить внешнюю эволюцию знаков: их форма постепенно упрощалась, изображения становились все более схематичными и условными (табл. 3). Менялось также (и остается разным в разных существующих сейчас системах письма) направление строки: слева направо, справа налево (в арабском и еврейском письме), сверху вниз (у китайцев, корейцев) или попеременно направо и налево (так называемый бустрофедон). Но более существенна внутренняя эволюция систем письма, заключавшаяся прежде всего в формировании знаков для «непредметных» слов—глаголов, прилагательных и абстрактных существительных либо путем использования изобразительных знаков в «переносных» значениях, либо путем обра­зования новых, в частности сложных, знаков (табл. 4, 5).

 

Не является случайностью то, что логографический принцип не стал ни в одной системе письма единственным и всеобъемлющим. Последовательно проведенная логография потребовала бы колоссального количества знаков (отдельный знак для каждой лексемы!) и при этом — особенно для языков с синтетическим формообразованием — осталась бы все равно очень неточным средством передачи устной речи, так как не могла бы передавать всех тех грамматических отношений между словами, которые выражаются служебными морфемами — частями слов. В действительности люди не стали придумывать для каждой лексемы новую логограмму, а начали на основе самых разнообразных ассоциаций широко использовать уже имевшиеся знаки для обозначения с их помощью новых слов, как производных от того же корня или связанных с данным словом по смыслу, так и для тождественных или даже только близких по звучанию.

 

Таблица 3

Внешняя эволюция некоторых изобразительных логограмм а) В шумерском письме и в более поздней месопотамской клинописи1

!" 1 Специфическое изменение внешней формы клинописных знаков было связано с техникой этого"!

[письма: знаки наносились на мокрую глину посредством вдавливания. Вязкость глины и потребность в ]

!ускорении процесса письма диктовали переход от нанесения непрерывных (и особенно неудобных!

! изогнутых) линий к передаче изображения с помощью нескольких разовых вдавливаний орудия письма, \

] оставлявших короткие прямые следы, утолщенные на одном конце и сходящие на нет на другом. ]

Продолжение табл. 5

б) В древнеегипетском письме1


 

 

Первоначальное значение

Позднейшее развитие начертания

Иероглиф (класси­ческая форма)

в иератическом письме

в демотическом письме

if»

лист тростника

(

/

И

нога

к

К,

Алалпл

вода

 

 

О

пьедестал

Ж

ЛЛ—

4

сова

3

3

в) В китайском письме

Г 1 Иероглифы в их классических начертаниях, близких к первоначальным, продолжали] использоваться на протяжении всей истории Древнего Египта для монументальных надписей, как' высекавшихся на камне, так н исполнявшихся красками. Но в текстах, писавшихся кисточкой на мягком материале (папирусе) уже с III тысячелетия до и. э., как правило, используется скорописное, так называемое иератическое (букв. 'жреческое') письмо. Позже, с VHI—VII вв. до и. э., в Египте появляется еще более упрощенная скорописная разновидность письма, так называемое демотическое (букв. 'народное') письмо, постепенно получившее наибольшее распространение.

2 Здесь воспроизведена печатная форма соответствующих знаков. Скорописные формы являются еще более упрощенными.

 

Таблица 4. Использование изобразительных знаков в переносных значениях

 

Таблица 5 Некоторые составные логограммы в шумерском письме

 

^ = ^

+

00

'дикий бык' (=бык + гора)

& = #

+

V

'есть* ( = рот -[-хлеб)

Т~7

+

гтл

'госпожа' ( = женщина-f платье)

^fo = /d*

+

о

'родить' ( = птица-f яйцо)

§ 273. Переносы знака на целые ряды связанных смысловыми ассоциациями слов (например, 'нога' ® 'идти, стоять' или 'глаз' ® 'видеть, смотреть, внимание, зоркость' и т. д.), естественно, создавали и увеличивали полисемию знаков логографического письма. Там же, где логограмму начинали употреблять для обозначения слова, тож­дественного или близкого по звучанию, возникала принципиально новая ситуация: ведь такой перенос вел к фонетизации логограммы, к превращению ее из знака слова в знак определенного комплекса звуков, соответствующего двум или нескольким совершенно разным по значению словам. Фонетизованные логограммы широко представлены уже в древнейших, исторически известных системах письма. Например,

древние египтяне передавали глагол 'становиться' изображением навозного жука$$   ' так    как    корни    соответствующих    слов    содержали    одинаковые    согласные,    а

прилагательное 'большой' (на таком же основании)—изображением ласточки

Дальнейший шаг состоял в том, что знак, указывавший на слово как на "некий звуковой комплекс, начинал применяться уже не только для сходно звучащих слов, но и для сходно звучащих частей слова и в таком употреблении уже вообще переставал быть логограммой. Он мог теперь, указывая на определенное звучание, передавать ту или иную часть слова, значащую (суффикс, окончание и т. д.) или незначащую (звуковой отрезок той или иной протяженности, слог, наконец, и отдельный звук). Так у письменных знаков появляется функция настоящих фонограмм, совмещающаяся в одном знаке со старой, лого-графической функцией (табл. 6).

 

Таблица 6

Совмещение логографических и фонографических функций в знаках древнеегипетского письма

 

i

 

Выступая в фонографическом значении и комбинируясь с логограммами, такие знаки позволяют дифференцировать. на письме разные грамматические формы одного слова и разные производные одного корня. Это существенно повышает точность письма, полноту его соответствия языковой форме высказывания. У разных народов в той или иной мере развивается тенденция — корни слов записывать идеографически (логограммы превращаются при таком использовании в своего рода морфемограммы), а аффиксы — фонографически, соответственно их звучанию 1.

§ 274. Картина развития усложнялась там, где письмо заимствовалось народом, говорившим на другом языке. Классический пример— заимствование шумерского письма аккадцами, пришедшими в долину Тигра и Евфрата в середине III тысячелетия до н. э. У аккадцев заимствованные письменные знаки используются как «гетерограммы» (от др.-греч. heteros 'другой, чужой'), т.е. сохраняют традиционное шумерское звуковое чтение и вместе с тем начинают читаться по-аккадски. Так, знак, представлявший собой первоначально изображение звезды и имевший у шумеров значение 'небо' (шум. an) и 'бог' (шум. dingir), a наряду с этим значение слогового знака 'an', стали читать еще как samu и ili, соответственно звучанию аккадских слов, обозначавших 'небо' и 'бог' (а также и в качестве слогового знака 'il').

§ 275. Широко представлены в письме разных народов и другие формы сочетания логографии и фонографии. Так, добавляя фонограмму («фонетический комплемент») к многозначной логограмме, можно было указать, какой из возможных синонимов имеется в виду в данном случае (табл. 7). Можно было заменить логограмму одного слова сочетанием логограмм других (более коротких) слов по принципу ребуса: в этих случаях используемые логограммы выступали как фонограммы, обозначая (точно или приблизительно) отдельные звуковые сегменты передаваемого слова. Подобные «ребусные» написания особенно широко применялись там, где логографическая передача слова была затруднительной или даже -невозможной, в частности при пись­менной фиксации более абстрактных понятий и некоторых имен собственных. Примером может служить написание в ацтекской рукописи термина teocaltitlan 'храмовый персонал' комбинацией знаков ten-'губы', о- 'дорога', cal- 'дом' и tlan- 'зубы' (причем предпоследний слог ti- остается необозначенным, а конечный носовой слова 'губы' игнорируется). Китайцы, сохранившие архаическую систему лого- или морфемографического письма, и сейчас пользуются ребусным принципом при передаче иностранных имен, так что, например, русская фамилия Алексеев пишется по-китайски шестью знаками, которые читаются как «a-le-ke-se-e-fu» и в своем прямом логографическом значении дают следующий «смысл» (или, скорее, бессмыслицу): холм + ряд + одолеть + благодарить + дело + прозвание.

 

Таблица 7 Дифференциация синонимов с помощью «фонетических комплементов» в

древнеегипетском письме

i      1 Ср. наши написания типа 2-го, 2-му и т. п.          i

_ 2 Прочерком заменяется гласный (см. сноску на_с_2_50)_  

§ 276 Стремление сделать более надежным правильное прочтение многозначных логограмм вело также к выработке так называемых семантических классификаторов, или ключей (детерминативов). Ключ сопровождает в тексте логограмму, указывая, к какой смысловой сфере, к какой области действительности относится данное слово. Обычно в качестве ключей выступали логограммы с наиболее широкими значениями (соответствующие гиперонимам для данной группы гипонимов), такими, как 'дерево', 'растение и т. п. (табл 8) Ключи широко применялись в древнеегипетском, шумерском и аккадском письме и в других сходных системах. Более 200 ключей используется в современном китайском письме. Близкие по звучанию различающиеся только тоном китайские слова 'мать , 'конопля , 'лошадь' (см. § 83) передаются модификациями одного и того же знака, первоначально означавшего 'лошадь' (этот знак приведен в табл. 3-в).

 

Таблица 8

Некоторые семантические детерминативы, использовавшиеся в древнеегипетском

письме

Модификация создается добавлением соответствующих ключей: для 'матери' добавляется ключ 'женщина', для 'конопли' — ключ 'трава'.

§ 277. Магистральная линия развития состояла, однако, не в использовании семантических классификаторов, а во все более последовательной и полной фонетизации письма. Решительный скачок происходит тогда, когда основная часть графем, употребляемых в данной системе, утрачивает логографические функции (кроме «цифровой»—функции обозначения чисел). Этого скачка еще не проделали древние египтяне, хотя у них уже фактически выработались знаки для каждой (или почти каждой) согласной фонемы их языка, точнее — для сочетаний типа «определенный согласный + любой гласный (или нуль гласного)» 1. Но эти же знаки параллельно продолжали употребляться и в своих старых логографических значениях, и потому древнеегипетское письмо, даже на самой поздней стадии, еще не стало фонографическим.

Не проделало решающего перехода к фонографии и традиционное китайское письмо. Оно до сих пор остается иероглифическим (т. е. лого- или морфемографическим), хотя в нем до 90% используемых знаков составляют фонетические логограммы (или фонетические морфемограммы). Сохранению архаического характера письма способствовали здесь типологические особенности китайского языка (невозможность морфемной границы внутри слога, частое

 

совпадение слога и слова). Конечно, такое письмо сопряжено с громадными неудобствами, и прежде всего с большой трудностью овладения грамотой. Для того чтобы быть в состоянии только читать китайскую газету, необходимо знать 6 7 тысяч графем.

Первыми известными науке чисто фонографическими системами письма являются древние западносемитские системы, из которых наиболее важной оказалась финикийская (надписи с XII—X вв. до н. э.). Графемы финикийского письма обозначают звуковые последовательности типа «определенный согласный + любой гласный или нуль гласного». Каких-либо логографических функций эти графемы уже не имеют (кроме цифровых значений, связанных с алфавитным порядком графем). Письмо такого типа обычно называют консонантным, или безогласовочным. Необозначение гласных в финикийской и в других близких системах, как и у египтян, обычно объясняют тем, что в ряде афразийских языков (особенно в семитских) корень слова обычно состоит из одних согласных, тогда как гласные, вставляемые в корень в качестве трансфикса (см. § 155, 6), являются в слове изменчивым, непостоянным элементом с грамматическим значением. Поэтому на стадии, на которой письмо давало только пословную, а не помор-фемную запись текста, обозначение гласных было еще ненужным.

§ 278. В дальнейшем постепенно вырабатывались те или иные способы обозначать гласные. Пути этого развития в разных системах оказались разными.

В одних случаях безогласовочный характер письма в основном сохраняется, например в современном еврейском и арабском письме. В этих системах гласные обозначаются лишь отчасти (причем, так сказать, «по совместительству» буквами для некоторых согласных) и в значительной мере факультативно (дополнительными значками над и под строкой, регулярно используемыми в школьных учебниках, в священных текстах      Библии и Коране, и т. п.).

В других случаях на базе или под влиянием безогласовочного древнесемитского письма развиваются системы, которые принято считать силлабографическими. Таковы индийские системы, из которых наиболее широко известно письмо деванагари, развившееся к XI— XIII вв. н. э. и являющееся сейчас официальным государственным письмом республики Индия. Существуют и такие силлабографические системы, в которых (в отличие от индийского письма) слоговой знак не членится на элементы, которые можно было бы соотнести с фонемами в составе слога. Именно таково японское письмо к а н ° '.

Третья линия эволюции консонантного письма постепенное превращение его в полную фонемографию. Классическим примером такого развития является греческое письмо (древнейшие известные надписи относятся к VIII в. дон. э.). Греки заимст­вовали буквы у финикийцев, причем некоторые буквы они стали использовать для обозначения гласных уже не «по совместительству», а специально и исключительно

(А, Е, Н, I и О), а две гласные буквы Y иQ- ввели дополнительно (табл. 9). Так возникла система, в которой каждый знак обозначает либо гласную, либо согласную фонему, причем фонемы обоих классов фиксируются на равных основаниях, в одной

 

строке,   и   весь   текст  записывается   пофонемно   (фонема   за   фонемой),   так   что последовательность букв соответствует последовательности фонем2.

§ 279. К греческому письму так или иначе восходят и другие европейские и некоторые неевропейские системы фонемографического письма: прежде всего (через этрусское посредство) латинское письмо (табл. 10) и, по-видимому, руническое письмо древних германцев, далее славянское письмо в его двух разновидностях кириллице и глаголице, готское письмо, коптское письмо в Египте и др.; греческое влияние во многом определило также характер армянского и грузинского письма.

§ 280. Из двух вариантов письма, возникших у славян, глаголица в какой-то мере связана с греческим минускулом (скорописным письмом), но в ряде отношений самостоятельна и в общем представляет собой очень продуманную и тонко разработанную систему. По-видимому, именно она и была создана творцом славянской письменности Кириллом (до принятия монашества Константин) во второй половине IX в. Однако в силу ряда причин глаголица постепенно вышла из употребления. О времени возникновения кириллицы идут споры. Ее буквы по большей части воспроизводят начертания букв греческого «унциального» (уставного) письма (использовавшегося в богослужебных книгах). Греческие буквы спорадически применялись для записи славянского текста, вероятно, еще до создания глаголицы, но кириллица как система сформировалась уже после глаголицы и под ее явным воздействием. Для фонем старославянского языка, не имевших аналогий в греческом, были созданы новые буквы (приводим начертания кириллицы):

; путем небольшой модификации начертания греческой «беты» (которая, кроме

того, была заимствована и без изменения в качестве буквы B); Ц, Ч, Ш — путем

модификации     букв    еврейского    письма   «цаде» ( )     и    «шин»     ( );

Ц6*6M*6s6Д6:6Ш6Е некоторые другие.

1          Кана используется, как правило, в комбинации с китайскими иероглифами: обычно иероглиф, i

читаемый либо по-китайски (в словах более книжной лексики), либо, чаще, по-японски, обозначает]

корень слова, а слоговыми знаками записываются аффиксы. j

2          Только одна фонема древнегреческого языка — /h/ — не получила в греческом алфавите]

буквенного обозначения. Ее фиксировали с помощью надстрочного знака.   ]

 

Соотношение между финикийским и греческим письмом

 

Таблица 9


 

 

 

 

 

Формы букв

 

 

Звуковые и цифровые значения букв

Названия букв

 

 

 

греческие

 

 

у финикий­цев

у греков

семитские (еврейские)

*

фини­кийские

архаич­ные

восточ­ные

западные

класси­ческие

сопрем. печатные

греческие

1

ккк

W

к.

К

К

к*    20

к                              20

каф

каппа

CI

г/л

ЛЛ

л

Л

Л

1*    30

1                               30

ламед

ламбда

1

ГА

гл

м

м

т*   40

т                          40

мем

ми (мю)

Ч

/TN

KV

KV

N

N

п*   50

п                           50

нун

ни (ню)

$

 

Фг

X

2?

тг

s*   60

ks                         60

самех

кси

о

ос

О

о.

О

о

'*   70

о (первонач. и о) 70

'айин

омикрон 3

0

ГГ

гп

ГПГ

р

П

р*   80

р                           80

пе

пи

г

N

 

 

/т*5

 

ts*   90

s                         900

цаде

сан ь

ф

9?

?

 

Я

 

к* 100

к                          90

коф

ксппа '


 

 

 

 

 

 

Формы букв

 

 

Звуковые и цифровые значения букв

 

Названия букв

фини-

 

греческие

 

 

у финикий­цев

у греков

 

семптские (еврейские)

 

кийские

архаич­ные

восточ­ные

западные

класси­ческие

соврем. печатные

греческие

4

PPP

m

РРР

Р

Р

Г* 200

Г

100

реш

ро

w

 

*«.,.

♦ft

X

S* 300

S

200

шин (син)

сигма

x-i-

ТУ

тт

т

Т

т

t* 400

t

300

тав

тау

 

rrv

VY

YtV

Y

Y

 

у (или у, в диф-тозгах и)

400

 

ипсилон 3

 

 

Ф9

9

Ф

Ф

 

РА

500

 

фи

 

b

*.+

X

X

 

кЛ (зап. ks)

600

 

XII

 

 

VY

 

Y

Y

 

ps (зап. kft)

700

 

пси

 

о

Л

 

Л

П

 

6

800

 

омега ?

Примечания к таблице 9

1          Приводимые ниже написания типа 'х, bx и т. д. читай: «определенный согласный ', b и т. д.) + любой]

гласный или нуль гласного».   |

2          Финикийские  названия  букв  неизвестны,  но,  по-видимому,  они  были  близки  к еврейским;!

греческие названия большинства букв несомненно происходят от финикийских названий.     |

3          Определение psilon букв. 'голое, лысое' было позже добавлено к названиям букв •ЕиУ в порядке'

противопоставления букве и сложной графеме OY, обозначавшей первоначально дифтонг [ои], а'

затем—фонему /й/. Определения mikron и mega значат, соответственно, 'малое' и 'большое' (т. е. \

'краткое' и 'долгое').    j

4          В. классическую эпоху перестало произноситься.      !

5          Дигамма, сан и коппа не вошли в классический греческий алфавит, но продолжали употребляться в!

цифровом значении.    ]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^...*и„ латинского письма к западногреческому и этрусскому     

"'""      "                                                      звуковые значения букв

ападно-

этрусские           1        латинские                                                 латинские

            ■          'Г~                               1   добав-     западно- 1 этрус-     (первона-

классиче-1    „„„„„„„.«ы» 1 ™нные   греческие)    ские      чальные)

реческие

ранние

ские          ,ге|""""

1   позже

 

 

 

ДА

А,

АА

А А

Л

1       а

a

a

В

 

& В

в

 

b

(b)1

b

Л<С

э>      о

с

G

g

k/g

k, gs

 

D

й

D

 

d

(d)

d

4D

 

 

 

 

 

 

£

£

4

3 4

Е F    1

1

е

V

e

V

e P

-4

I

I

х*Ь

 

(Z)

Z

3

z

Z*

вн

В

в и

в

Н

 

h t»

h

h

о®

о©   о©

 

 

 

 

•      •*

1

I

1

I

I

1

i

i

1. V

к

к

я

Я

К

 

k

00

1

1

J

J

L

 

1

1

1

А»

г

Т*\

ч

м

 

m

m

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,