Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ЯЗЫКА

Подход к языку с точки зрения психологии говорящих предпо-

лагает рассмотрение языка как психологического явления. Сфор-

мировался он в лингвистике XIX—XX вв. и предопределил появ-

ление нескольких направлений лингвистического психологизма —

социально-психологического, индивидуально-психологического и

психолингвистического. Первые два развивались в рамках исто-

рического языкознания, а третье своим возникновением обязано

синхронному языковедению.

Сторонники с о ц и а л ь н о-п с и х о л о г и ч е с к о г о направле-

ния пытались объяснить сущность языка, исходя из социальной

природы психологии человека. Основание такого подхода — те-

зис теоретика лингвистического психологизма Вильгельма фон

Гумбольдта о том, что язык является выражением народного духа,

под которым он понимал духовную и интеллектуальную деятель-

ность народа, своеобразие «национального» сознания. Язык —

«продукт инстинкта разума», «непроизвольная эманация духа», его

главное порождение. Ученый полагал, что язык испытывает воз-

действие духа народа с нескольких сторон. Прежде всего он по-

стоянно подпитывается духовной энергией, от силы и мощи ко-

торой зависят его богатство и гибкость. Во-вторых, характер язы-

ка зависит от духовного устремления народа, т. е. от его замкну-

той или открытой для внешней деятельности ориентации. Нако-

нец, на него воздействует степень предрасположенности духа к

языкотворчеству. Такая предрасположенность обусловливает яр-

кое отражение в языке живого и творческого воображения, гар-

монии мысли и слова.

Идеи В.Гумбольдта о языке как выражении народного духа,

сознания и разума нашли оригинальное развитие в трудах таких

выдающихся лингвистов второй половины XIX в., как Гейман

Штейнталь, Александр Афанасьевич Потебня, Вильгельм Вундт.

Сущность языка, по их мнению, скрывается в психологии народа.

Вместе с тем они настойчиво пытались доказать, что язык — это

такой продукт человеческого духа, который отличается и от логи-

ческих, и от психологических категорий. Если категории логики

по своей сути являются результатами мышления, а психологиче-

ские категории — это отражение духовной жизни человека в це-

лом, то язык — специфический продукт истории духовной жизни

народа. Согласно их убеждению, динамика и эволюция языковых

явлений отражают психические законы мышления. В частности,

законами ассоциации и аналогии они объясняли явления метафо-

ры, метонимии, синекдохи, процессы словообразования. Посколь-

ку же психические законы мышления, проявляясь в отдельном

человеке, принадлежат определенному народу, то «язык является

самосознанием, мировоззрением и логикой духа народа» (Г.Штейн-

таль). Причем истинным хранителем духа народа, по его мнению,

следует считать язык в его первозданном виде. На более поздних

этапах своего развития язык якобы утрачивает первозданную чи-

стоту, свежесть и оригинальность проявления духа того или ино-

го народа.

На фоне этих суждений становятся понятными следующие

выводы, к которым приходит В. Вундт в «Психологии народов»:

— дух (психология) народа наиболее ярко проявляется в языке

фольклора, мифологии и древнейших формах религии;

— народные обычаи отражены в пословицах, поговорках, ис-

торических памятниках, манускриптах.

Данное направление психологизма в языкознании ценно тем,

что сущность языка в нем рассматривалась с точки зрения его

социальности, точнее — социальной (народной) психологии, об-

щественного сознания. В последней трети XIX в. психологиче-

ское языкознание в понимании сущности языка подвергается пе-

реориентации. Отвергая тезис о социально-психологической при-

роде языка, новое поколение компаративистов рассматривает язык

как проявление индивидуальной духовной деятельности.

И н д и в и д у а л ь н о-п с и х о л о г и ч е с к о е направление по-

лучило название младограмматизма. Его теоретиками стали уче-

ные лейпцигской школы языкознания Карл Бругман, Август Лес-

кин, Герман Остгоф, Герман Пауль, Бертольд Дельбрюк и др.,

считавшие, что язык существует только в сознании отдельных

людей, каждого говорящего индивида. Язык народа вообще как

проявление его духа — миф. Вместе с тем они не отрицали обще-

го языка как нечто среднего, суммарного от индивидуальных язы-

ков (узус). Будучи психофизиологическим явлением, язык подчи-

няется в процессе изменений и эволюции психическим законам

ассоциации и аналогии.

Несмотря на известные недостатки и ошибочные представле-

ния о сущности языка, оба направления психологизма в лингвистике оказали плодотворное влияние на становление современной

психолингвистики, сформировавшейся в середине XX в. Это ста-

ло возможным благодаря устойчивой ориентации отечественной

науки о языке, прежде всего в лице Ф.Ф.Фортунатова, И.А.Бо-

дуэна де Куртенэ и Л. В.Щербы, на «фактор говорящего челове-

ка». Главный предмет психолингвистики — речевая деятельность,

а ее конечная цель — описание психофизиологических механиз-

мов порождения речи. Составляющие теории речевой деятельно-

сти следующие:

— понятие языковой компетенции (способности), сформули-

рованное Н.Хомским;

— речемыслительные категории Л.С.Выготского;

— понятие речевой деятельности А.Н.Леонтьева;

— понятие информации;

— нейропсихологические процессы, описанные А.Р.Лурия и

его учениками. Даже поверхностное знакомство с основными по-

нятиями теории речевой деятельности позволяет сделать вывод о

том, что сущность языка никак не вкладывается в рамки ни соци-

альной, ни индивидуальной психологии. Познание сущности языка

предполагает обсуждение его общественной природы.