Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

«БИОЛОГИЧЕСКАЯ» ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

Определение «биологическая» в названии этой теории указы-

вает на то, что язык понимается в ней как явление прежде всего

врожденное, наследственное. Идея врожденности языка привле-

кала внимание и обывателей, и исследователей, принадлежавших к различным школам и направлениям. В первом случае она полу-

чила отражение в сказаниях и легендах, во втором — в научных

трудах весьма именитых авторов.

В одной из восточных легенд рассказывается о споре могуще-

ственного падишаха Акбара со своими придворными мудрецами.

Он подверг сомнению утверждения окружающих его интеллектуа-

лов о врожденном характере языка. Для разрешения спора был

поставлен жестокий эксперимент. Несколько младенцев заточили

в отрезанном от человеческого мира жилище под присмотром не-

мых евнухов: если через несколько лет дети окажутся говорящими,

то побеждают мудрецы, в противном случае — падишах. Вскоре о

споре забыли. Вспомнили о нем лишь через несколько лет. Когда

властелин со свитой вошел в здание, где обитали несчастные, пе-

ред ним открылась жуткая картина: дети рычали, визжали, напо-

минали скорее зверенышей, чем людей, и никто из них не смог

произнести ни единого слова. Мудрецы были посрамлены.

Однако мысль о биологической природе языка не оставляла

тех, кто пытался разгадать тайну языка и в более позднее истори-

ческое время, когда наука достигла весьма высокого уровня. Осо-

бенно бурно эта проблема обсуждалась в XVII—XVIII вв. под вли-

янием так называемого философского натурализма (фр. naturalisme

от лат. natura «природа»), утверждавшего концепцию «естественно-

го человека», «естественного общества», «естественной морали»

и т. п. Иными словами, природа выступала здесь как единственный

и универсальный принцип объяснения всего сущего. В соответ-

ствии с этим принципом складывается представление о языке как

о «естественном организме». Термин этот широко используется в

трудах таких лингвистических авторитетов, как братья Август и

Фридрих Шлегели, Вильгельм Гумбольдт, Расмус Раск, Франц

Бопп, Якоб Гримм, И.И.Срезневский. И все же наиболее при-

знанным теоретиком биологической концепции языка, главой це-

лого направления в языкознании XIX в. традиционно считается

выдающийся немецкий лингвист Август Шлейхер (1821—1868), из-

вестный в истории науки о языке как крупный представитель срав-

нительно-исторического языкознания, автор генеалогической и

типологической классификаций языков мира, исследователь про-

блем языковой эволюции и взаимосвязи языка и мышления. Его

натуралистические воззрения сформировались под воздействием

нескольких факторов: под влиянием натурализма в философии, его

юношеским увлечением естествознанием и под впечатлением гран-

диозных открытий Ч.Дарвина.

Учение А.Шлейхера создавалось в стенах Лейпцигского уни-

верситета. Впервые оно было представлено в книге «Языки Евро-

пы в систематическом освещении» (1850). Здесь язык уподобля-

ется естественному организму. Еще более откровенно натуралис-

тические воззрения ученого сформулированы в работе «Немецкий язык» (1860), где язык уже признается организмом. Автор

пишет: «Языки, образованные из звуковой материи природные

организмы, притом самые высокие из всех, проявляют свойства

природного организма...». «Жизнь языка существенно не отлича-

ется от жизни всех других живых организмов — растений и жи-

вотных. Как и последние, он имеет период роста от простейших

структур к более сложным формам и период старения...»

Видимо, все объясняется не столько прямолинейными сужде-

ниями ученого, сколько их интерпретацией последователями и

историками языкознания.

Во-п е р в ы х, уподобление языка живому организму — дань

лингвистической традиции прибегать к аналогиям, используя ме-

тафорические выражения. Это стиль века. В.Гумбольдт называл

язык «природным организмом», для Р. Раска язык — это «явление

природы», для И.И.Срезневского — «естественное произведение»,

«произведение природы».

Во-в т о р ы х, имеется и более глубокий смысл этой научной

метафоры. Ее содержанием служит и естественное (т. е. без вме-

шательства человеческой воли) происхождение языка, и действие

в языке определенных законов, подобно тем, которые существу-

ют в природе, и понимание языка как целостного образования, в

котором, подобно организму, все элементы находятся в законо-

мерных связях и отношениях (свойство системы), и способность

языка к саморазвитию. При таком подходе натуралистическая тео-

рия языка не противоречит тем конкретным исследованиям и от-

крытиям, которые оставили ее создатели лингвистам XX в.

Натуралистическое понимание языка в конце XIX в. укрепля-

ется в трудах Макса Мюллера (1823—1900), в частности в книге

«Наука о языке». В XX в. огромную популярность приобрела тео-

рия известного американского ученого Ноама Хомского (в аме-

риканском варианте — Н.Чомски) о биологической «врожденно-

сти» языка. Автор предпринял попытку объяснить тот неопровер-

жимый и удивительный факт, что ребенок в возрасте от полутора

до двух с половиной лет практически овладевает всем многообра-

зием форм речевых высказываний. И все это за столь фантасти-

чески короткий срок! По мысли Н.Хомского, такое положение

можно объяснить лишь тем, что ребенок овладевает не всем бес-

конечным многообразием форм речевых высказываний, а лишь

основными грамматическими структурами, которые и служат не-

обходимыми моделями, образцами для овладения всем возмож-

ным многообразием форм речевого общения. Это предположение

привело его к выводу, что в организации речевого высказывания

следует различать два уровня — «глубинные грамматические струк-

туры» и «поверхностные грамматические структуры» языка.

Глубинные грамматические структуры ученый считает врож-

денными и поэтому универсальными. Они суть языковой компетенции человека, т.е. его языковой способности, подобно иным —

способности понимать, способности думать, способности запо-

минать и т.п. По своей сути глубинные грамматические структу-

ры — это не что иное, как некая совокупность немногочисленных

правил построения речевого высказывания, промежуточное звено

от мысли к речи (при речеобразовании) и наоборот, от речи к

мысли (для процесса понимания высказывания). Биологическая

по своей сути теория врожденных языковых способностей вызва-

ла огромную дискуссию и была подвержена строгой критике. Од-

нако многие ее прогрессивные идеи и в наше время плодотворно

используются в психолингвистике, в теории порождения речи и в

нейролингвистике.