Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА

В подобных сказаниях и легендах не следует искать истину о

сущности языка. Их ценность в другом — в понимании силы

слова, в ощущении его огромной роли в жизни людей и госу-

дарств. По-своему эта же идея проводится вероучениями ведущих

религий мира. В Евангелии от Иоанна, например, утверждается:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

(Иоанн, 1 : 1).

Язык как одна из наиболее таинственных мировых загадок уже

не одно тысячелетие является предметом научного осмысления.

Основными вехами на этом многотрудном пути могут служить

такие наиболее яркие этапы в истории науки о языке:

— ведическое учение, сложившееся в Древней Индии еще в

IV в. до н. э.;

— античная теория наименования, отражающая спор о том,

как вещи получают свое название, и содержащая грамматическое

искусство Древней Греции и Древнего Рима, Китая и Арабского

Востока (V—III вв. до н.э.—IV в. н. э.);

— всеобщие универсальные грамматики XVIII в., авторы кото-

рых стремились обнаружить общность в грамматике разных язы-

ков;

— сравнительное языкознание, заложившее на базе описатель-

ных и сопоставительных исследований основы общего языкозна-

ния (XIX в.);

— системно-структурная лингвистика XX в., поставившая пе-

ред собой задачу объяснить внутреннюю организацию языка.

К концу XX в. укрепляется следующая тенденция: вскрыть сущ-

ность языка в единстве его истории (сравнительно-исторический

подход) и внутренней организации (системный подход).

На каждом этапе развития лингвистической мысли были со-

зданы оригинальные теории, приближавшие в борьбе мнений со-

временное понимание природы и сущности языка. Все их много-

образие обычно сводят к трем парадигмам, соответственно истол-

ковывающим сущность языка как явление биологическое или пси-

хическое, или общественное. Каждый из этих подходов страдал

обособленностью, односторонней трактовкой сущности языка и

нетерпимостью к другим учениям. Это не могло не вызвать кри-

тического отношения к ним последующих поколений языкове-

дов. Однако и сами теории, и их критика содержат немало ценно-

го для современного понимания сущности языка и поэтому за-

служивают особого внимания и изучения.