Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И ЕДИНИЦЫ РЕЧИ

До разграничения языка и речи считалось, что единицы, на-

блюдаемые в речевых произведениях, собственно и есть единицы

языка. В наше время часть языковедов сознательно придержива-

ется этой точки зрения, подчеркивая тем самым единство и неде-

лимость объекта лингвистической науки. Те же ученые, которые

придерживаются дихотомии «язык — речь», подчиняясь логике

такого подхода, различают факты языка и факты речи. Такая по-

зиция предполагает различение единиц языка и единиц речи в их

взаимообусловленности, выражающейся в том, что единицы речи

образуются из единиц языка, и как следствие этого, в единицах

речи проявляются основные свойства единиц языка. В языке нет

ничего такого, чего бы не было в речи, — утверждал Ф. де Сос-

сюр. Единицы языка — это результат обобщения и типизации

однородных речевых единиц. Так, фрикативный звук речи [γ] и однородный ему взрывной [h] представляют одну и ту же единицу

языка — фонему /г/; корневые части словоформ рук-а, руч-к-а

представляют одну и ту же единицу языка — морфему рук-. В этой

связи уместно напомнить известное положение Ф. де Соссюра о

том, что «исторический факт речи всегда предшествует языку».

В современном языкознании выделяют следующие единицы

речи и соотносимые с ними единицы языка.

Единицы речи Единицы языка

фон (звук) фонема

морф (корень, суффикс и т. д.) морфема

лекс (словоформа) лексема

дериват дериватема

грамм (грамма) граммема

синтакс (синтакса) синтаксема

— словосочетание модель словосочетания

— предложение модель предложения

фраза (фразеологический оборот) фразема

Основные свойства единиц речи

1. Результат комбинирования единиц языка.

2. Образование в речевых актах (производимость).

Основные свойства единиц языка

1. Инвариантность (устойчивость).

2. Воспроизводимость в речи.

Единицы языка реализуются в единицах речи: фонемы — в зву-

ках, морфемы — в морфах и т.д. Единицы языка «извлекаются» из

речи путем обобщения и типизации единиц речи.

Вопросы и задания

1. Что является объектом и предметом языкознания?

2. Как формировалась дихотомия «язык—речь»?

3. Прокомментируйте гносеологические, онтологические и прагма-

тические определения языка и речи.

4. Как соотносятся между собой единицы языка и единицы речи?

Рекомендуемая литература

Л е о н т ь е в А.А. Что такое язык. — М., 1976.

Б е р с т н е в Г.И. О «новой реальности» языкознания // Филологиче-

ские науки. — 1997. — № 4.

Г а к В.Г. О плюрализме в лингвистических теориях // Филологиче-

ские науки. — 1997. — № 6.

Язык в обыденном сознании — неотъемлемое свойство человека.

Это настолько обычное явление, сопровождающее человека всю его

сознательную жизнь, что редко кто из нас задумывается над его сущ-

ностью. Как правило, язык воспринимается как само собой разуме-

ющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Однако

уже в глубокой древности лучшие умы человечества в неукротимом

стремлении к самопознанию не могли не задумываться над одной из

наиболее притягательных тайн, окружающих человека или состав-

ляющих его сущность. Такой загадкой издавна был человеческий

язык. Объяснить его природу древним было не под силу, но пони-

мание огромной значимости языка в жизни людей выливалось в

различные формы устно-поэтического творчества. Воображение по-

ражала способность звуковой речи выражать мысль, глубоко воздей-

ствовать на чувства (вызывать радость, гордость, любовь или приво-

дить в гнев, рождать страх, ненависть). Не случайно в многочислен-

ных сказках разных народов мира встречаются чудодейственные слова,

способные спасти любимого героя в минуты, казалось бы, неминуе-

мой смертельной опасности, покарать злодея, с помощью скатерти-

самобранки накормить или на ковре-самолете перенести в самые

недосягаемые места, края и государства. Кстати, и в наше время в

ритуальных действиях некоторых полудиких племен используются

так называемые магические слова и выражения.

О языке создавались легенды... В одной из них рассказывается

о мудром философе и баснописце Эзопе, который, получив пору-

чение своего господина (Эзоп был рабом) принести с рынка не-

что самое отвратительное, а затем — самое прекрасное, принес в

обоих случаях язык. Хозяин пришел в ярость, приняв действия

своего раба за непозволительный розыгрыш. Однако вскоре ра-

бовладелец услышал мудрое разъяснение Эзопа. Язык и в самом

деле самое отвратительное — источник зла, распрей, лжи и клеве-

ты; он унижает, предает и даже уничтожает. Вместе с тем нет в

мире ничего прекраснее языка: в нем живет мысль, им названы

предметы окружающего мира, он — средство общения, выраже-

ния добра, симпатий и любви.