Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЯФЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Создателем этой теории был один из теоретиков кавказоведе-

ния Н.Я.Марр — автор ряда основательных работ по истории,

археологии и этнографии народов Кавказа и отдельным кавказ-

ским языкам, которые он называл яфетическими (отсюда и на-

звания «яфетическая теория», «яфетическое языкознание»). Стран-

ное определение «яфетический» в этих сочетаниях было образовано по аналогии с названиями семитских и хамитских языков.

По библейскому преданию, у благочестивого и праведного чело-

века по имени Ной1 (строитель ковчега, которого Бог с его доб-

рым семейством спас от всемирного потопа) было три сына —

Сим, Хам и Яфет (Иафет). Расселившись после потопа в разных

уголках земли, они стали родоначальниками целых этнических

групп и соответственно языковых сообществ. Потомки Сима обо-

сновались в Западной Азии и в Африке севернее Сахары. Поэто-

му языки, на которых говорят эти народы, называются семитски-

ми (иврит, арабский, мехри, тигринья, амхарский и др.). Сосед-

ствуют с ними хамитские языки (древнеегипетский, кушитские,

берберские, чадские и др.). Обе группы объединяются в единую

семито-хамитскую семью языков. Севернее семито-хамитских тер-

риторий, согласно легендам, проживают яфетиды — потомки

Яфета, которые впоследствии отождествлялись с индоевропей-

скими народами.

Словосочетание «яфетические языки» Н.Я.Марр первоначально

изобрел для обозначения родства грузинского, мегрельского, сван-

ского, чанского языков2 с семито-хамитскими. Затем этот термин

распространился на все мертвые языки Средиземноморья и Пе-

редней Азии, а также на иберийско-кавказские, баскский (Пире-

неи), буришский (Памир).

Немаловажное место в яфетической теории Н.Я.Марра зани-

мает проблема происхождения языка, изложение которой, как и

всей яфетодологии, невозможно подчинить логике здравого смыс-

ла. Ученый акцентировал внимание на том, что у формирующего-

ся человека первоначально возник кинетический3 (линейный)

язык — мимика и жесты.

Остатки ручной речи (жестикулирования) он усматривал в об-

щении североамериканских индейцев. Звуковая же речь, по его

мнению, появляется у людей позднее, когда для этого были со-

зданы необходимые производственные, идеологические и соци-

альные условия.

Язык якобы возник на достаточно высоком уровне человечес-

кой цивилизации одновременно с письменностью и первоначаль-

но имел религиозное предназначение. Язык удовлетворял произ-

водственные и магические потребности человека (труд и магия,

по утверждению Н. Я.Марра, существовали в неразрывном дву-

единстве).

1 Ной — спаситель зверей и птиц (по библейскому повествованию), родона-

чальник всего послепотопного человечества, потомок Адама в девятом колене,

пращур Авраама и Моисея.

2 Напомним: остатки Ноева ковчега с давних пор ищут в горах Кавказа. По

гипотезе одних ученых он, причалив к горе Арарат, остался в одной из ее расще-

лин. Другие исследователи местом пристанища ковчега называют Урартские горы.

3 Греч. kinetikos — «приводящий в движение, относящийся к движению