Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА

В отличие от гипотез, основанных на биологической сущности

человека, социальные теории исключают в качестве решающего

стимула глоттогенезиса индивидуальное выражение человеческо-

го естества (стремление выразить свое «Я», познать самого себя

или имитировать окружающий мир звуков). Главным фактором

возникновения человеческого языка являются, по мнению их со-

здателей, общественные человеческие потребности. Эта идея про-

низывает теорию общественного договора и теорию трудовых

выкриков.

Договорная теория происхождения языка впервые зародилась

в учении древнегреческого философа Демокрита. Возникнове-

ние языка он объясняет образом жизни и нуждами первобытных

людей. Сначала, утверждал философ, жизнь первобытных людей

мало чем отличалась от звериной. Питались они травами и пло-

дами деревьев, в поисках которых рассредоточивались по огром-

ной территории. Но страх перед хищниками заставил их объеди-

няться, пользоваться взаимопомощью, прибегать к координации

своих действий. Первоначально их голос был нечленораздельным, бессмысленным. Однако постепенно установилась члено-

раздельная речь, окружающие предметы и явления получили

символическое обозначение. Так рождались первые слова. А по-

скольку знакообозначение было случайным, не «по природе ве-

щей», то разные общности людей создавали разные языки. При

несомненных достоинствах в рассуждениях Демокрита остава-

лись, разумеется, и белые пятна. Среди них механизм превраще-

ния нечленораздельной звуковой цепи в осмысленную, члено-

раздельную.

Одну из первых попыток устранить этот пробел предпринял

Эпикур (342—271 гг. до Р.X.). Переход к членораздельной речи

он связывал с развитием особого способа выдыхания воздуха. Эпи-

курейцы Диоген и Лукреций усиливали в учении своих предше-

ственников коммуникативный и изобретательский аспекты. Лук-

реций, например, подчеркивал, что выражать названия предме-

тов людей побуждала необходимость в общении.

Человеческая речь в своем становлении прошла два этапа —

эмоционального звукообразования и сознательного «изобрете-

ния» слов для выражения тех впечатлений, которые производи-

ли на них предметы. Большими поборниками теории обществен-

ного договора в XVII—XVIII вв. были Томас Гоббс, Луи Мопер-

тюи, Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и др. В центре их внима-

ния находились такие вопросы, как роль мышления в возникно-

вении языка, преемственность жестового и звукового общения,

первичность имен собственных по отношению к именам нари-

цательным и др.

Теория трудовых выкриков была разработана немецким ученым

Людвигом Нуаре путем видоизменения гипотезы естественного

звукообразования. Первыми словами, утверждал Нуаре, были те

естественные звуки, которые сопровождали трудовые процессы

первобытного человека или имитировали их, а также различные

рефлексивные выкрики как результат физических усилий. Неко-

торые из них произносились для ритмизации работы. Позже та-

кого рода выкрики закреплялись за определенными трудовыми

процессами и стали их знакообозначениями, т.е. превратились в

слова.