Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АНТИЧНЫЕ ТЕОРИИ

Пожалуй, наиболее глубоко мифологические представления о

происхождении языка были восприняты и переосмыслены древ-

негреческими философами. Выстроив мифологические представ-

ления в систему, они, во-первых, разработали целые теории (уче-

ния) возникновения и становления языка; во-вторых, вопрос о

происхождении языка рассматривали в единстве с осмыслением

его природы и сущности. Отличительной особенностью антич-

ных теорий следует считать совмещение в них двух, казалось бы несовместимых, аспектов исследования — идеи божественного

откровения и этимологизирования.

Первое направление представлено в упрощенном мифологи-

ческом варианте: язык — дар божий, а если точнее, дан людям

греческим богом Гермесом. Второе направление связано с поис-

ком внутренней формы слова — источника именования вещей.

В результате такого научного поиска греческие ученые раздели-

лись на два противоборствующих лагеря. Сторонники теории «фю-

зей» (по природе) во главе с Гераклитом полагали, что имена (сло-

ва) — это тени и отражения вещей. Наиболее последовательно эту

идею развивали стоики — представители широко распростра-

ненного в древнегреческой философии течения, основанного за

300 лет до Р.X. Они непосредственно связывали восприятие ве-

щей со звучанием их имен: в названии вещи зашифрована ее суть;

слова сотворены вместе с предметами и существуют вместе с ними.

Сторонники теории «тесей» (или «тезей») выступали против

природной теории возникновения языка, точнее — возникнове-

ния имен. Демокрит, стоявший во главе этого направления, ут-

верждал, что имена существуют по установлению (соглашению),

что между словом и наименованным предметом существует не

природная, а условная, случайная, непроизвольная связь. При этом

в качестве главных доказательств приводились следующие четыре

аргумента:

— омонимия (обозначение одним именем разных предметов);

— синонимия (обозначение разными именами одного и того

же предмета);

— возможность переносов названий одних предметов на дру-

гие;

— отсутствие универсальных словообразовательных моделей (ср.:

мысль — мыслить, но справедливость, от которого невозможно

образовать слово справедливить).

Спор двух древнегреческих школ о происхождении и природе

языка отражен Платоном в диалоге «Кратил». В этом произведе-

нии он пытается найти компромисс между двумя теориями путем

разграничения первичных и производных слов. Позже теория

«фюзей» нашла продолжение в работах Августина, Эпикура, Дио-

гена и Лукреция, где также прослеживается стремление выделить

два этапа развития языка: на первом этапе преобладают механиз-

мы «по природе», на втором — «по соглашению». Теория «тесей»

развивалась Аристотелем, ее положений придерживались Эмпе-

докл и Анаксагор. Она послужила основанием для создания цело-

го ряда учений о происхождении языка, объединяемых единым

названием «теория изобретения», которая противопоставлялась

теории божественного откровения. Теория «фюзей» послужила

стимулом для создания учений о происхождении языка как про-

дукта человеческого естества.