Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ

Легендарные представления древних о происхождении языка,

хотя и вымышлены в своей основе, все же позволяют приблизить-

ся к некоторым истокам широко известных теорий. Прежде всего

их объединяет стремление объяснить происхождение членораз-

дельной речи через подражание естественным звукам и в процес-

се научения. Так, согласно папуасской легенде, демы-творцы раз-

вели огонь из еще сырого бамбука — материала, из которого об-

разовались сами люди. От жары бамбук трескался, в разные сто-

роны простирались лучины, отчего у первых людей появились

руки и ноги, а на голове — глаза, уши, ноздри. И вдруг раздался

громкий треск: «Ва-а-ах!» — это у первых людей открылись рты, и

они обрели дар речи.

Нередко в подобных легендах центральной фигурой выступа-

ет мудрец, который обучает людей языку. Именно такой седо-

власый старец собрал, по эстонской легенде, вождей разбросан-

ных по земле племен, не умевших говорить. В их ожидании он

развел костер и поставил на него казан с водой. Приходившие

люди вслушивались в звуки кипящей воды и учились их произ-

носить. Поэтому в одних языках много шипящих звуков, в дру-

гих — свистящих. Эстонцев же мудрец научил тому языку, на котором говорил сам. Вот почему эстонский язык якобы самый

благозвучный.

Подобные легенды, как видим, страдают наивностью незамыс-

ловатого сюжета и яркой субъективностью оценок. В них отраже-

ны главные особенности первобытного мифического миропони-

мания и мировосприятия.

Во-п е р в ы х, языком обладают люди, животные, предметы, де-

ревья, насекомые — все, что может быть названо. Во многих ле-

гендах стены домов имеют свой голос, в печи разговаривают по-

ленья, шепчутся между собой листья деревьев, поет ветер...

Во-в т о р ы х, речь — непременный признак возникшего чело-

века. Предметы, его окружающие, могут и не говорить или об-

щаться на особом языке, но все они понимают человеческий.

В-т р е т ь и х, существует природная связь между предметом и

его наименованием. Поэтому предметы получают имена не слу-

чайно. В именах — суть вещи. Познав имя, можно проникнуть в

тайну предметного мира, в душу каждого наименованного пред-

мета.

В-ч е т в е р т ы х, имя может существовать независимо от пред-

мета и даже предшествовать ему.

Но самое важное здесь то, что возникший язык во всех слу-

чаях теснейшими узами связан с мышлением, разумом, мудро-

стью.

Дальнейшее философское осмысление первобытных представ-

лений о происхождении языка приводит к возникновению раз-

личных теорий — звукоподражательной, ономатопоэтической,

теории именования в античной философии и т.п. Однако, прежде

чем перейти к их рассмотрению, следует указать на теорию боже-

ственного откровения, которая всецело основывается на библей-

ских легендах и притчах, основной смысл которых: язык был от-

крыт (отсюда «откровение») богом в раю легендарным Адаму и

Еве. Широкую известность приобрела притча о вавилонской башне

(вавилонском столпотворении), повествующая о причинах мно-

гоязычия.