Легендарные представления древних о происхождении языка,
хотя и вымышлены в своей основе, все же позволяют приблизить-
ся к некоторым истокам широко известных теорий. Прежде всего
их объединяет стремление объяснить происхождение членораз-
дельной речи через подражание естественным звукам и в процес-
се научения. Так, согласно папуасской легенде, демы-творцы раз-
вели огонь из еще сырого бамбука — материала, из которого об-
разовались сами люди. От жары бамбук трескался, в разные сто-
роны простирались лучины, отчего у первых людей появились
руки и ноги, а на голове — глаза, уши, ноздри. И вдруг раздался
громкий треск: «Ва-а-ах!» — это у первых людей открылись рты, и
они обрели дар речи.
Нередко в подобных легендах центральной фигурой выступа-
ет мудрец, который обучает людей языку. Именно такой седо-
власый старец собрал, по эстонской легенде, вождей разбросан-
ных по земле племен, не умевших говорить. В их ожидании он
развел костер и поставил на него казан с водой. Приходившие
люди вслушивались в звуки кипящей воды и учились их произ-
носить. Поэтому в одних языках много шипящих звуков, в дру-
гих — свистящих. Эстонцев же мудрец научил тому языку, на котором говорил сам. Вот почему эстонский язык якобы самый
благозвучный.
Подобные легенды, как видим, страдают наивностью незамыс-
ловатого сюжета и яркой субъективностью оценок. В них отраже-
ны главные особенности первобытного мифического миропони-
мания и мировосприятия.
Во-п е р в ы х, языком обладают люди, животные, предметы, де-
ревья, насекомые — все, что может быть названо. Во многих ле-
гендах стены домов имеют свой голос, в печи разговаривают по-
ленья, шепчутся между собой листья деревьев, поет ветер…
Во-в т о р ы х, речь — непременный признак возникшего чело-
века. Предметы, его окружающие, могут и не говорить или об-
щаться на особом языке, но все они понимают человеческий.
В-т р е т ь и х, существует природная связь между предметом и
его наименованием. Поэтому предметы получают имена не слу-
чайно. В именах — суть вещи. Познав имя, можно проникнуть в
тайну предметного мира, в душу каждого наименованного пред-
мета.
В-ч е т в е р т ы х, имя может существовать независимо от пред-
мета и даже предшествовать ему.
Но самое важное здесь то, что возникший язык во всех слу-
чаях теснейшими узами связан с мышлением, разумом, мудро-
стью.
Дальнейшее философское осмысление первобытных представ-
лений о происхождении языка приводит к возникновению раз-
личных теорий — звукоподражательной, ономатопоэтической,
теории именования в античной философии и т.п. Однако, прежде
чем перейти к их рассмотрению, следует указать на теорию боже-
ственного откровения, которая всецело основывается на библей-
ских легендах и притчах, основной смысл которых: язык был от-
крыт (отсюда «откровение») богом в раю легендарным Адаму и
Еве. Широкую известность приобрела притча о вавилонской башне
(вавилонском столпотворении), повествующая о причинах мно-
гоязычия.