Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

С.В. Семочко. Воронеж. О СЮЖЕТООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПРЕЦЕДЕНТНОГО ТЕКСТА

Языковая личность является неотъемлемой частью личности, носителем

эстетических и морально-этических ценностей. Поэтому тексты, порождённые

какой-либо языковой личностью, аккумулируют в себе общекультурные и наци-

онально-специфические факты и могут трактоваться как элемент картины мира

конкретного социума с его традициями, нормами и особенностями.

Особую ценность представляют собой носители специфической информа-

ции – так называемые «прецедентные» тексты (ПТ), по Ю. Н. Караулову. Сам по

себе термин свидетельствует о том, что к подобным текстам постоянно обраща-

ются представители определённой культуры как в историческом прошлом, так и

в современности и что эти тексты понятны и могут быть осмыслены сходным

образом представителями разных поколений. Следовательно, ПТ является не

просто продуктом развития конкретного индивида, а результатом эволюции кол-

лективного сознания всего социума, объединяя в себе, таким образом, индиви-

дуальное и коллективное начала. Наиболее известны и распространены ПТ в

виде народных сказаний, легенд и т.д., которые используются затем в более по-

здних философско-публицистических произведениях и, конечно, в художествен-

ной литературе (часто в модифицированном виде, что вызвано в основном по-

требностями той или иной эпохи).

Таким образом, можно сказать, что ПТ – это комплексный образец когнитивной обработки действительности, непосредственно связанный с морально-

этическими ценностями общества и входящий в ядерную часть концептуальной

картины мира соответствующей лингвокультурной общности.

Названные особенности ПТ обеспечивают успешное выполнение ими в

ткани художественного произведения различных функций, главной из которых

является сюжетообразующая.

Изучая интерпретации одного и того же ПТ с различных точек зрения (ав-

тором, разными героями произведения, с другой временной перспективы и т.д.),

можно получить наиболее полное представление о структуре той или иной язы-

ковой личности, о её мировоззрении, политических взглядах, вероисповедании,

общественном положении и т.д. Следовательно, определённый набор ПТ у того

или иного варианта языковой личности может дать её полный психологический

портрет и информацию о наиболее значимых морально-эстетических ценнос-

тях данной лингвокультурной общности.

Анализ определённого набора ПТ позволяет проникнуть в идейно-художе-

ственный замысел произведения, лучше понять его композиционное построе-

ние и рассмотреть дискурсивные способности языковой личности.

Обращение к ПТ очень характерно для немецкоязычной культуры (напри-

мер, сюжет о докторе Фаусте, о Лоэнгрине, песнь о Нибелунгах, об Арминии и

т.д.), что нетипично для русскоязычного лингвокультурного сообщества (к ПТ

часто обращались Вагнер, Гёте, Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер и т.д.).

У каждого автора ПТ выполняет ту или иную сюжетообразующую функ-

цию в произведениях. Г. Манн, обращаясь к легенде о Лоэнгрине, в романе «Вер-

ноподданный» маркирует кульминацию действия и высвечивает наиболее ярко

картину мира определённого социального типа. ПТ «Арминий» становится кра-

еугольным камнем, на котором строится сюжет романа Л. Фейхтвангера «Братья

Опперманы».

Однако наиболее выпукло сюжетообразующая функция ПТ проявляется в

романе Т. Манна «Доктор Фаустус», что обнаруживается в построении и пово-

ротах сюжета, композиции романа, в описании характеров и взаимоотношений

между персонажами романа и т.д.

Изучение сюжетообразующих потенций ПТ поможет высветить свойства,

присущие немецкой языковой личности.