Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

5.13. Эвристическая игра «ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ В СПОРЕ»

Предлагаемая эвристическая игра рассчитана на 2-3 часа. Результат будет зависеть от того, каков интерес ее участников к проблемам, которые будут обсуж-даться в дискуссии-споре.

Цель игры:

Развитие и оценка умений и способностей вести дискуссию-спор.

Проблематика дискуссии-спора:

В качестве проблем, выносимых на дискуссию-спор, могут быть взяты лю-бые, но непременно интересные и актуальные для самих участников. Например, для старшеклассников и студентов могут быть предложены следующие вопросы:

1. Каков мой идеал творческой, конкурентоспособной личности?

2. В чем проявляются особенности творческой, интеллигентной и конкурен-тоспособной личности?

3. Как я представляю процесс саморазвития творческой, интеллигентной и конкурентоспособной личности?

4. Как реализовать себя творческой, интеллигентной, конкурентоспособной личности в условиях рыночных отношений?

Роли и задачи участников игры:

Ведущий игры — это, как правило, преподаватель, который рассказывает о замысле, основных этапах игры, задачах ее участников. Он направляет ход игры в нужное русло, стимулирует активность ее членов, следит за корректностью дис-куссии-спора, окончательно подводит ее итоги.

Две конкурирующие между собой команды (по 7-10 человек), которые ведут дискуссию-спор по перечисленным выше вопросам.

Эксперты, которые оценивают участников дискуссии-спора: а) логику, аргу-ментацию, б) культуру речи, владение приемами ораторского искусства, в) дают заключительные характеристики типов и психологических особенностей.

Задача экспертов — разработать критерии оценки и дать оценку конкури-рующим между собой командам, я также психологические характеристики их чле-нов.

Этапы эвристической игры:

Первый этап является организационным. На этом этапе ведущий форми-рует конкурирующие между собой команды. Ведущий (преподаватель) рассказы-вает о целях и правилах эвристической игры.

Наряду с созданием двух конкурирующих и ведущих между собой дискус-сию-спор команд формируется и команда экспертов, которая оценивает степень эффектна нести ведения спора-дискуссии как в целом, так и отдельными ее уча-стниками. При этом в задачу экспертов входит разработка критериев оценки эф-фективное та и успешности дискуссии-спора, который ведут между собой коман-ды.

В качестве критериев могут быть взяты, например, следующие:

а) доказательность и логичность суждении и выводов;

б) разнообразие и эффективность применения приемов ведения спора;

в) умение ставить вопросы и др.

Второй этап. Это сам процесс эвристической игры. Во время раз-вертывания спора-дискуссии конкурирующие команды могут взять тайм-аут, для того чтобы продумать и найти новую неожиданную стратегию спора-дискуссии, повернуть полемику в нужное русло. На этапе тайм-аута команды с целью выра-ботки новых оригинальных идей могут широко использовать эвристические мето-ды («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, ключевых вопросов, организованных стратегий, случайных ассоциации и др.). Активное использование именно этих методов и характеризует игру как эвристическую, т.е. постоянно ориентирующую ее участников на проявление творческого подхода в обсуждении и решении про-блем.

Третий этап — подведение итогов эвристической игры. На этом этапе да-стся возможность высказаться каждому из экспертов, которые обосновывают как критерии своих оценок, гак и результаты выступлений участников дискуссии-спора.

Задача экспертов — обосновать, какая из конкурирующих команд победила, а также выявить:

а) самого дипломатичного,

б) самого интеллигентного,

в) самого авторитетного,

г) самого творческого.

И в заключение эвристическую игру анализирует и подводит ее итога пре-подаватель-организатор. Он акцентирует внимание на ее ходе, достоинствах и недостатках, на тех удачных, спорных и вместе с тем творческих ситуациях, кото-рые следует учесть в перспективе.