Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

4.8. ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ГОЛОСЕ И ЖЕСТАХ

Если голос оратора монотонен, вял и похож на заунывную песню, то кроме безразличия, иронии слушателей и дискредитации оратора он вряд ли что доба-вит к его репутации. Трудно представить современного оратора без хорошо по-ставленного голоса, без эмоциональности, без его темперамента и жеста.

Хорошо поставленный голос характеризует четкая дикция, ясное произно-шение звуков, умелое выделение ударений на нужном слове, фразе. Торопливая, небрежная речь обесценивает то, о чем выговорите, лишает слова его вырази-тельности и силы. Уроки хорошей дикции каждый оратор может получить у из-вестных актеров театра и кино. Хорошая дикция всегда, где это уместно, допол-няется, усиливается мимикой, жестом.

В «Правилах высшего красноречия» М. Сперанского среди многих других наставлений есть и такое: «Рука движется - только... в местах страстных, жарких и живых»P8P.

Вместе с тем излишняя «мимическая виртуозность» оратора, по меткому выражению Д. И. Писарева, не только не украшает его, а вызывает чувство иро-нии и неприязни слушателей.

Истинное же мастерство оратора проявляется в единстве слова и жеста. Говорят, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слу-шатели, так как они увлечены содержанием речи оратора.

Идеально, если у оратора есть все и все в меру: и эмоциональность, и чув-ство голоса, и чувство жеста. Выразительный жест (слегка поднятая, как бы отру-бающая фразу, рука, сжатый кулак, быстрое, как бы овальное движение руки) должны дополнять и усиливать сказанную фразу, подчеркивать сформулирован-ную оратором мысль.

Однако немало ораторов, которые избегают жеста руки, упираясь обеими руками в трибуну, они как бы сливаются с ней, добиваясь эффекта лишь за счет интонации своего голоса.

Начинающему оратору следует также порекомендовать не расхаживать пе-ред аудиторией, не вытирать без конца носовым платком вспотевший от волнения лоб, а следовать за содержанием сказанной фразы. Лучше всего в процессе вы-ступления выбрать взглядом кого-либо из слушателей и наблюдать за тем, какую реакцию, какой отклик вызывают сказанное вами слово, фраза, жест. Ибо слово, которое говорит оратор, наполовину принадлежит ем у, а наполовину тому, кто его слушает.

Существуют жесты-символы, которые сами по себе несут определенную информацию. Примером может служить поднятая вверх ладонью рука, что озна-чает «прошу тишины», «прошу внимания». Овальное движение двумя руками од-новременно как бы характеризует обобщение, завершение сказанной мысли. Рез-кий, рубящий взмах правой руки как бы подчеркивает завершенность сказанной фразы и вместе с тем уверенность оратора в правоте своей точки зрения и пози-ции. Публичное выступление, говорил Цицерон, требует постоянного контроля за своим телодвижением, выражением лица, звуками и интонацией голоса.

Итак, подведем итоги, резюмируем сказанное в виде правил.

Правила для регулирования голоса, жестов и мимики 63

1. Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним.

2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном.

3. «Рука движется —только... в местах страстных, жарких и живых» (М. Спе-ранский).

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы.

5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя.

6. Владеть голосом, жестом и мимикой — это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления.

7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.