Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

4.7. ЭТИКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Еще в «Риторике» Аристотеля было обращено внимание на то, что успех публичного выступления во многом зависит от характера этической аргументации оратора.

Этическая позиция оратора по той или иной проблеме небезразлична для слушателя. Более того, она достаточно хорошо просматривается по типу аргумен-тации, которая характеризует: 1) здравомыслие оратора, 2) его доброжелатель-ность, 3) порядочность оратора.

Далее мы предлагаем читателю несколько правил-советов.

1. Чтобы в процессе публичного выступления продемонстрировать свое здравомыслие, необходимо:

а) аргументированно показать, что вы обладаете специальной подготовкой и хорошо осведомлены по обсуждаемой проблеме;

б) показать компетентность и эрудицию в спорных вопросах;

в) учитывать реакцию слушателей на вашу осведомленность по об-суждаемой проблеме.

2. Чтобы состоялись доброжелательные взаимоотношения с аудиторией, необходимо:

а) показать, что желание блага для слушателей — ваша главная цель;

б) постоянно контролировать себя, обращать внимание на то, насколько стиль вашего выступления доброжелателен;

в) постоянно учитывать реакцию аудитории на вашу доброжелательность, чтобы не скатиться до заискивания перед слушателями.

3. Чтобы сформировался о вас образ порядочного человека, необходимо:

а) продемонстрировать своим поведением, стилем общения, что делать благо для другого человека, для вашего партнера — ваша главная миссия;

б) там, где это уместно, использовать тон доверительного общения:

в) постоянно следить и учитывать реакцию аудитории на ваше поведение как порядочного человека.

Проблема речевого этикета в процессе публичного выступления — это и проблема выбора тональности общения, выбора способов, приемов установления доброжелательного, интеллигентного обращения к слушателям. В зависимости от этапа выступления и особенностей складывающегося взаимопонимания выбира-ются способы обращения, это может быть: приветствие; благодарность за пре-доставленную возможность выступить; извинение в чем-либо; поздравления; просьба; предложение; совет; комплимент; одобрение; пожелание; прощание и др.

В процессе публичного выступления нет мелочей. Каждая мысль, каждый жест, каждое слово формируют тональность общения оратора и его слушателей. Как заметил Р. Гамзатов, нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравле-ние, либо красота, либо боль, либо грязь. либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма.

Этика публичного выступления, как и этика любого делового общения, тре-бует, чтобы к слову относились как к средству живой и образной речи. Здесь уме-стно будет привести размышления К.Паустовского «О живом и мертвом слове»:

«Появилось у нас довольно много людей, владеющих двумя языками—языком ведомственным и языком живым. Они применяют тот или иной язык смот-ря по надобности. Шаблонный и неуклюжий язык протоколов и отчетов считается у людей как бы эталоном современности — языком, единственно годным для служебной и общественной жизни. Живая и образная речь отодвигается на второе место — в область семьи, личных привязанностей и увлечений.

В одном из среднерусских сел, где мне пришлось жить, председателем сельсовета был некий Петин — маленький, милый, всегда чем-то взволнованный человек. С величайшим благоговением он относился к наукам, особенно к исто-рии. Много лет он «составлял» (по его словам) историю своего села и вписывал ее в толстую тетрадь. Я видел эту тетрадь. История села начиналась словами:

 «От седых волос древности возвышается наше село, как державная крепость на крутояре Оки, охраняя еще со времен татарских набегов широкие речные пути-дороги к матушке Москве». Разговор Петина в обыденной жизни был полон мет-ких слов, сравнений, прибауток, юмора. Но стоило ему подняться на трибуну для очередного доклада и выпить при этом, по примеру больших ораторов, стакан ки-пяченой воды, как он преображался и, держась за несвойственный ему галстук, как за якорь спасения, начинал речь примерно так: «Что мы имеем на сегодняш-ний день в смысле развития товарной мысли производства молочной продукции и ликвидирования ее отставания по плану надоев молока?» И вот умный и веселый человек, вытянувшись и держа руки по швам, нес два часа убийственную околе-сицу на неизвестном варварском языке. Именно на неизвестном и варварском, потому что назвать этот язык русским мог только жесточайший наш враг»P7P.

Варварский, юрократический язык многих публичных выступлений совре-менных руководителей часто настолько далек от эстетических и этических норм и идеалов, то скорее искредитирует, чем поднимает втортет выступающего.

Оратору следует всегда помнить, что этика слова характеризует этические нормы и идеалы самой личности оратора. Для слушателя этически значима лич-ность оратора, и прежде всего его нравственность, гуманизм, интеллигентность, общекультурная подготовка.

Одной из важнейших характеристик этики оратора является его так-тичность, способность уважать профессиональные, национальные, возрастные особенности слушателей. Доверительность, доброжелательность, открытость — важнейшие качества этики оратора. И наоборот:

настороженная подозрительность, агрессивность, самоуверенность, без-апелляционность, фамильярность создают негативное отношение к оратору и в целом к его выступлению. Этика публичного выступления требует от оратора, что-бы он учитывал профессиональную этику, особенность профессиональной, научной, общекультурной подготовки слушателей, той аудитории, на которую он рассчитывает. Так, например, выступая перед учительской аудиторией, важно учитывать се уровень профессионально-педагогической подготовки. Назидатель-но-нравоучительный тон выступления в этой аудитории в принципе неприемлем. Учительская аудитория очень ценит высокий уровень общей культуры оратора, его личный практический педагогический опыт, его ораторское мастерство.

Этика публичного выступления в молодежной аудитории требует, чтобы оратор чаще высказывал свою точку зрения на спорные и сложные вопросы, не уходил от ответа на острые, дискуссионные вопросы.

Говоря об этике оратора, нельзя не отметить, что в процессе публичного выступления следует отличать прямоту и даже резкость суждений от грубости и фамильярности, которая чаще всего проистекает из общей низкой культуры ора-тора. Поэтому, развивая и совершенствуя ораторское мастерство, всякий раз следует помнить о том, что не все достигается техникой и даже искусством пуб-личного выступления, многое привносится за счет духовной культуры и творческо-го потенциала личности оратора.

Итак, этика публичного выступления оратора прежде всего характеризует его нравственный потенциал, его личностные и профессиональные качества. На-пример, если педагог по характеру своей деятельности призван воспитывать дру-гих, то в первую очередь он сам должен быть воспитан.

Для прокурора и адвоката первейшая обязанность во всех ситуациях и де-лах быть справедливым и объективным, стремиться к поиску и утверждению ис-тины во что бы то ни стало.

Нравственно-этический долг ученого, представившего научный доклад, по-казать, что в научном плане сделал, открыл он сам, а что является результатом исследовательских усилий многих.

Только постоянно развивая в себе высокую этическую культуру, всякий раз ориентируясь на нормы профессиональной этики, оратор может рассчитывать на успех своего публичного выступления.

Для тех, кто ищет курсы ораторского мастерства Москва может быть полезной эта ссылка