Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

4.5. ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И ИНТЕРЕСА

Талантливый оратор отличается от человека, который впервые взошел на трибуну и с дрожью в голосе произносит свою первую речь тем, что он способен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей? Для того что-бы понять, как это делать, предлагаем прочесть фрагмент трактата У. Б. Бина «Как не слушать оратора»3.

«Ни один оратор, какова бы ни была его энергия, не имеет шансов побе-дить сонливость слушателей. Каждый знает, что сон во время длинного выступ-ления значительно глубже, нежели состояние гипнотического оцепенения, извест-ное под названием «полудремы». После такого сна просыпаетесь освеженным, вы хорошо отдохнули. Вы твердо знаете, что вечер не пропал даром. Не многие из нас имеют мужество спать открыто и честно во время официальной встречи. По-сле тщательного исследования этого процесса я могу представить на рассмотре-ние читателя несколько оригинальных методов, которые до сих пор не публикова-лись. Усядьтесь в кресло как можно глубже, голову склоните слегка вперед (это освобождает язык, он висит свободно, не затрудняя дыхания). Громкий храп вы-водит из себя даже самого смиренного оратора, поэтому главное — избегайте храпа, все дыхательные пути должны быть свободными. Трудно дать четкие инст-рукции по сохранению во сне равновесия. Но чтобы голова не моталась из сторо-ны в сторону, устройте из двух рук и туловища прочную опору в форме треножни-ка — еще Архимед знал, что это очень устойчивое устройство. Тем самым умень-шится риск падения на пол (а ведь выкарабкиваться из-под стола обычно прихо-дится при весьма неприятном оживлении публики). Так у вас и голова не упадет на грудь, и челюсть не отвалится. Закрытые глаза следует прятать в ладонях, при этом пальцы должны сжимать лоб в гармошку. Это производит впечатление на-пряженной работы мысли и несколько озадачивает оратора. Возможны выкрики во время кошмаров, но на этот риск приходится идти. Просыпайтесь медленно, оглянитесь и не начинайте аплодировать сразу. Это может оказаться невпопад. Лучше уж подождите, пока вас разбудят заключительные аплодисменты».

Итак, если проанализировать процитированный фрагмент трактата «Как не слушать оратора», с точки зрения того, какие приемы использовал автор, чтобы стимулировать ваше внимание и интерес, то можно выделить так называемый прием остранения.

Прием остранения (от слова «странный»). Суть этого приема заключается в том, что привычное, обыденное подается, рассматривается в неожиданно новом ракурсе, в данном случае юмористическом стиле. Вообще репертуар приемов стимулирования внимания и интереса у талантливого оратора довольно-таки разнообразный. По нашим подсчетам, где-то более 100! Но если для начала вы ов-ладеете хотя бы десятью-пятнадцатью приемами, то вам успех обеспечен.

Перечень приемов стимулирования внимания и интереса

1. Показ жизненно практической значимости информации.

2. Анализ истории вопроса (краткий исторический экскурс).

3. Создание проблемной ситуации.

4. Прием остранения.

5. Прием сравнения, сопоставления.

6. Психологическая пауза.

7. Учет психологических особенностей слушателей.

8. Импровизация.

9. Прием разнообразия форм и методов подачи материала (тесты, игры, диалоги и т.д.).

10. Драматизация монолога (введение в речь цитат, риторических вопро-сов).

11. Переход от монолога к диалогу.

12. Неожиданные риторические вопросы.

13. Шутка, использование юмора.

14. Использование принципиально нового фактического материала.

15. Новизна информации.

16. Использование крылатых фраз, оригинальных высказываний выдаю-щихся людей.

17. Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.

18. Показ не только результата, но и процесса.

19. Использование «закона края».

20. Выдвижение гипотез, предложении.

21. Использование пословиц, поговорок, народной мудрости.

22. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов, приемов.

23. Оптимальное сочетание логических и эвристических приемов.

Прием психологической паузы. Для опытного, знающего себе цену ора-тора характерно, что он, будучи представлен аудитории, не спешит начать свою речь. Окинув спокойным, уверенным взглядом аудиторию, он выдерживает не-большую паузу в 5-7 секунд и только после этого начинает свою речь. Эта на-чальная пауза имеет большое психологическое значение для стимулирования внимания аудитории к лектору, к тому, что он скажет.

Прием создания проблемной ситуации. Этот прием широко используется и школьными, и вузовскими преподавателями. Приведем такой пример. На уроке физики для того, чтобы заинтересовать учащихся изучением волновых свойств света, учитель начал свой рассказ с того, что в одном из номеров «Комсомоль-ской правды» под рубрикой «Этюды об ученых» корреспондент Я. Голованов со-общил о том, что еще 300 лет назад Торичелли знал секрет изготовления высоко-качественных линз: «В музее истории науки во Франции хранится линза, изготов-ленная Торичелли, диаметром 83 мм. Наши современники, физики, взяли линзу из музея и сравнили ее с современной. Она не уступала ей по качеству японской». Заметка в «Комсомольской правде» вызывает, с одной стороны, интерес, а с дру-гой — создает проблемную ситуацию: что за «секрет», который знал Торичелли? На основе знания какой физической закономерности Торичелли удавалось изго-тавливать столь высококачественные линзы? Проблемная ситуация как бы ставит перед слушателями вопросы: а как? А почему? И тем самым стимулирует позна-вательный интерес.

Прием импровизации. Автор из своего личного, опыта вузовского препо-давателя может констатировать, что если лекция тщательнейшим образом подго-товлена, выверена и читается по строго намеченному плану, то она может быть хорошей, но не столь удачной, если в процессе лекции не было импровизации, отступления от заранее намеченного плана. Это можно объяснить тем, что им-провизация чаще всего связана с озарением, с появлением новых оригинальных идей и мыслей в процессе публичного выступления. И оратор как бы вместе со слушателями рассуждает и размышляет, отчего речь становится эмоциональней, мысли более оригинальными, а ораторская речь более убедительной и интерес-ной.

Прием перехода от монолога к диалогу позволяет оратору приобщить к процессу обсуждения проблемы отдельных слушателей, а тем самым и активизи-ровать их интерес и внимание.

Прием использования юмора. Чувство юмора, здоровый, дружный смех слушателей в процессе публичного выступления оратора — что может быть бо-лее надежным и верным показателем того, что вас слушают и хорошо восприни-мают, что вы полностью овладели аудиторией. Чувство юмора оратора позволяет быстро установить контакт с аудиторией, стимулировать внимание слушателей. Вместе с тем анекдот, шутка, ирония — оружие весьма тонкое. «Веселый куплет, — писал А. Франс, — может опрокинуть трон и низвергнуть богов»P4P.

Новизна информации. Чтобы оратор был интересен для своих слушате-лей, он должен быть в 2—3 раза более информирован по обсуждаемой проблеме, нежели его слушатели. Тогда он может почти постоянно удерживать внимание аудитории, используя новые факты, положения, делая неожиданные для них но-вые выводы.

Прием краткого отступления от темы. Этот прием используется для того, чтобы переключить внимание слушателей и затем вернуть их к обсуждаемому вопросу, но уже как бы на новом, более высоком уровне интереса и внимания.

Прием выдвижения неожиданно новых гипотез, предложений. Обычно ис-пользуя этот прием, оратор начинает так: «Представим себе...», «А что, если предположить...», «Давайте вместе подумаем, что произойдет, если...»

Здесь уместно будет привести несколько строк из стихотворения Леонида Мартынова:

О, если бы писали мы

О том, что подлинно известно,—

Подумайте, о трезвые умы,

Как было бы читать неинтересно!

Не думал бы Колумб, что Индии достиг,

И Данте не изобрел бы ада,

И множества других докладов, песен, книг

Была бы недоступна нам усладаP5P.

Прием композиционного построения выступления с опорой на «закон края». Психологи установили, что лучше всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными.

В этом параграфе мы пока умышленно охарактеризовали только некоторые приемы стимулирования внимания и интереса, с остальными вы познакомитесь более подробно в последующих параграфах этой главы.