Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

4.2. РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Если представить себе, что завтра вам предстоит публичное выступление, то вы с неизбежностью начитаете волноваться и размышлять, что говорить, как говорить, как добиться того, чтобы ваше выступление было интересным и убеди-тельным — вот далеко не полный перечень вопросов, которые вы так или иначе задаете себе.

Действительно, достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор — зависит во многом от того, владеете ли вы ора-торским искусством.

Говорят, ораторами не рождаются, ораторами становятся. Вместе с тем ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления.

Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ора-торов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора — это лишь предпосылки ораторского успеха, который мо-жет и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинает-ся с осмысления и уточнения темы, вычленения главной — центральной идеи, уточнения основных положений и понятии, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

При углубленном подходе к разработке содержания публичного выступле-ния нелишне будет знать и использовать классическую схему ораторского искус-ства.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит пять этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления («изобретение речи»).

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходи-мой логической последовательности («порядок»).

3. «Словесное выражение», литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4. «Память», т.е. заучивание, запоминание текста речи.

5. «Разыгрывание», т.е. произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Как видим, классическая риторика исключительно большое значение при-давала подготовке публичного выступления. По крайней мере 4 из 5 этапов в дея-тельности оратора отводили на подготовку речи. Греки говорили, что речи Де-мосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил:

«Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разу-чил свою речь, насколько это было возможно».

Для оратора — нашего современника трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.

Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является выбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, инте-ресна и лично значима для вас.

Вторым условием является регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления. Из собственного опыта вузовского препода-вателя-лектора скажу, что эта работа очень кропотлива и незаметна. Вначале на-капливаются так называемые «заготовки»: выписки из журнальных статей, книг, подбираются интересные цитаты, отбираются наиболее важные цифры, факты, систематизируются и собственные наброски, записи отдельных мыслей, наблю-дений.

Третьим условием является составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использова-ние дополнительной справочной информации. Иногда возникает необходимость уточнить понятие, термин, сопоставить общепринятую позицию, точку зрения и новую, ту, которой придерживаетесь вы.

Четвертым условием успешной подготовки публичного выступления явля-ется осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным пуб-ликациям, особенно полемическим статьям, которые так или иначе связаны с те-мой вашего выступления. Эрудиция оратора, его профессиональная компетент-ность должны постоянно пополняться новыми сведениями.

Пятое условие — упорная работа над композиционно-стилистическим по-строением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредст-венно речевой культурой. В этом направлении предела нет. Предел задается тем уровнем речевой культуры оратора, который он достиг и тем уровнем его творче-ского потенциала, который он имеет.

После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно по-ложить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд на-прасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд — основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален за-траченному труду.