Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

      ШАХМАТЫ

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151152153154155156157158159160161162163164165166167168169170171172173174175176177178179180181182183184185186187188189190191192193194195196197198199200201202203204205206207208209210211212213214215216217218219220221222223224225226227228229230231232233234235236237238239240241242243244245246247248249250251252253254255256257258259260261262263264265266267268269270271272273274275276277278279280281282283284285286287288289290291292293294295296297298299300301302303304305306307308309310311312313314315316317318319320321322323324325326327328329330331332333334335336337338339340341342343344345346347348349350351352353354355356357358359360361362363364365366367368369370371372373374375376377378379380381382383384385386387388389390391392393394395396397398399400401402403404405406407408409410411412413414415416417418419420421422423424425426427428429430431432433434435436437438439440441442443444445446447448449450451452453454455456457458459460461462463464465466467468469470471472473474475476477478479480481482483484485486487488489490491492493494495496497498499500501502503504505506507508509510511512513514515516517518519520521522523524525526527528529530531532533534535536537538539540541542543544545546547548549550551552553554555556557558559560561562563564565566567568569570571572573574575576577578579580581582583584585586587588589590591592593594595596597598599600601602603604605606607608609610611612613614615616617618619620621622623624625626627628629630631632633634635636637638639640641642643644645646647648649650651652653654655656657658659660661662663664665666667668669670671672673674675676677678679680681682683684685686687688689690691692693694695696697698699700701702703704705706

 

      В настоящее время аналогия хладнокровного тактического предвидения. С древнейших времен шахматы были метафорой мудрого применения свободной воли и разумного отношения к судьбе в противоречивости бытия и космоса. На более практическом уровне они дублировали военные и другие государственные ситуации, возникающие перед правящим классом. Шахматы можно рассматривать как упрощенную модель войны в воображении игроков. Эта игра, по всей вероятности, возникла в Древней Индии около VI в. до н. э., а возможно, и раньше, и дала огромное количество символов. В старинной индийской версии шахмат играющих было четверо (по количеству сторон доски), в ход состязания наравне с логикой вмешивалась судьба (для определения порядка ходов использовались кости). Похожая игра, но уже для двух участников, существовала позднее в Персии, где на индийской основе (четуранга) была выработана своя версия, строго интеллектуальное состязание - шатранья. Она проникла сначала в Испанию, а затем стала популярной во всей средневековой Европе. Волшебная шахматная

 

      * Команду проигравших приносили в жертву богу Солнца. Прим. пер.

 

     

 

      доска из легенд о короле Артуре является аллегорией испытания любви. Фольклорные герои играли в шахматы с дьяволом, ремесленники изготавливали дивной красоты шахматные фигуры, изображавшие то конкретных политиков, то аллегорические образы, в которых угадывались участники вечного столкновения сил добра и зла, света и тьмы, разума и страсти, жизни и смерти, тирании и справедливости. 64-клеточная доска произошла от четырехкратной (8х8) мандалы индийского бога Шивы - поля деятельности космических сил, которыми он управлял. Первоначально ключевыми фигурами были слоны (которые несли на себе королей), колесницы, лошади и пешие воины. Их сложный символизм, как и их непростые взаимодействия друг с другом, формы и способы передвижения по доске неоднократно изменялись, прежде чем приобрели современное значение. Осознание большой важности пешки в XVIII столетии вплотную совпало по времени с усилением политического значения народных масс.