Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

      ЛЕВ

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151152153154155156157158159160161162163164165166167168169170171172173174175176177178179180181182183184185186187188189190191192193194195196197198199200201202203204205206207208209210211212213214215216217218219220221222223224225226227228229230231232233234235236237238239240241242243244245246247248249250251252253254255256257258259260261262263264265266267268269270271272273274275276277278279280281282283284285286287288289290291292293294295296297298299300301302303304305306307308309310311312313314315316317318319320321322323324325326327328329330331332333334335336337338339340341342343344345346347348349350351352353354355356357358359360361362363364365366367368369370371372373374375376377378379380381382383384385386387388389390391392393394395396397398399400401402403404405406407408409410411412413414415416417418419420421422423424425426427428429430431432433434435436437438439440441442443444445446447448449450451452453454455456457458459460461462463464465466467468469470471472473474475476477478479480481482483484485486487488489490491492493494495496497498499500501502503504505506507508509510511512513514515516517518519520521522523524525526527528529530531532533534535536537538539540541542543544545546547548549550551552553554555556557558559560561562563564565566567568569570571572573574575576577578579580581582583584585586587588589590591592593594595596597598599600601602603604605606607608609610611612613614615616617618619620621622623624625626627628629630631632633634635636637638639640641642643644645646647648649650651652653654655656657658659660661662663664665666667668669670671672673674675676677678679680681682683684685686687688689690691692693694695696697698699700701702703704705706

 

      Божественная, солнечная энергия, королевская власть, сила, храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита, но также и жестокость, всепожирающая свирепость и смерть. Лев - образ всех великих и ужасающих сил природы, основная фигура для персонификации самого солнца. Так как в действительности лев - охотник, который любит сумерки, а еще больше ночь, его символизм, связанный с солнцем, был основан не на его поведении, а на его красоте - великолепной, живописно окрашенной шкуре, пышной гриве - и исключительных физических качествах. Он считался как разрушителем, так и спасителем (сравнимым в этом смысле с двойственным характером некоторых богов), способным представлять как зло, так и борьбу со злом. Этот символизм, сочетающий в себе и агрессивные и оборонительные черты, использован в стихе Книги пророка Иоиля (3:16): "И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; и содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых". Тема королевской охоты на львов, широко распространенная в изобразительном искусстве Средней Азии, символизирует смерть и возрождение - продолжение жизни обеспечивается убийством богоподобного зверя, связанного как с месопотам-ским богом Мардуком, так и богиней плодородия Иштар. В некоторых резных изделиях лев изображался предлагающим сам себя в жертву, а царь, бесстрашно хватающий льва за лапы, доказывает свою божественность - архитектурный образ человеческой храбрости, равной храбрости льва.

 

      В Египте карающая богиня Секхмет, изображаемая в виде львицы, символизировала испепеляющий жар солнца; лев был также проводником в загробный мир, которому солнце доверялось в своем подземном путешествии каждую ночь. Поэтому в Египте находили могильные камни в виде львиных лап и изображения львов, несущих на своих спинах мумии умерших фараонов. Львы были стражниками смерти в Греции (их связывали с Дионисом, Фебом, Артемидой и Кибелой), а также охранниками дворцов, тронов, склепов и ворот вообще, как в Микенах. Грифон, гибрид орла и льва, был еще одним символом охраны, особенно там, где лев был известен в основном по рассказам странников. Львиные маски, дверные ручки в виде львиных морд, с кольцом в пасти (символизирующим вечность), были широко распространенным украшением дверей в египетских домах. Из Египта также пошли и фонтаны в виде львиной головы; львиные пасти украшали источники, символизирующие плодоносный разлив Нила, который происходил, когда солнце проходило зодиакальное созвездие Льва (23 июля - 22 августа).

 

      Резьба или печати, на которых лев терзает быка, лошадь или кабана, символизировали единство противоположностей: жизни и смерти, солнца и луны, лета и зимы - тема, распространенная в Африке, Азии и на Среднем Востоке. Победу над смертью символизировало одеяние из львиной шкуры, как в мифе о Геракле, который победил Немейского льва, или о Самсоне, разорвавшем льву пасть. Однако в иудаизме смерти в львином логове Даниил избежал с помощью молитвы. Лев был эмблемой силы Иуды и стал связываться как со спасением, так и со смертью, а следовательно, и с Мессией. Отсюда - интересная фраза в Откровении (5:5-6), где говорится: "И один из старцев сказал мне: вот лев от колена Иудина, корень Давидов победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее"*.

 

      Спокойствие Христа перед лицом смерти отразилось в большом количестве символических историй с участием льва, включая легенду, в которой святой Иероним вытаскивает колючку из львиной лапы. Связь между львом и Воскрешением была усилена ранней христианской легендой, согласно которой львята (слепые в течение первой недели) родились мертвыми и спустя три дня были возвращены к жизни своим отцом. Лев мог, таким образом, появляться в христианском искусстве и в образе врага, и в образе друга. Святой апостол Марк, чье Евангелие акцентирует внимание на величии Христа, уподобляет его крылатому льву (который стал гербом Венеции). Английский писатель К. С. Льюис в христианской сказке "Хроники Нарнии" также изображает Бога в образе льва Аслана.

 

      Лев по существу однозначный и широко распространенный символ королевского могущества и суверенитета, военной победы, храбрости, бдительности, стойкости и силы воли, изображаемой в искусстве в виде

 

      * Здесь имеется в виду родословная Иисуса Христа и Агнец Божий сравнивается со львом. - Прим. ред.

 

      женщины, вступившей в схватку со львом. Со львом сравнивали зятя Мухаммада Али - "льва Аллаха", символизирующего уничтожение зла в исламе, и Ричарда I Львиное Сердце (львы также часто использовались в качестве траурного символа во время похорон погибших крестоносцев). Императоры Эфиопии сделали библейский образ льва колена Иудина национальным символом. Лев был эмблемой королевской власти в средневековой Шотландии и Англии и стал основным символом мощи Британской империи в XIX в. Будду называли "львом среди людей", так как лев в Индии символизирует отвагу и мудрость, религиозное рвение и защиту порядка. Лев был одним из перевоплощений Вишну, который иногда появлялся в облике полульва, получеловека и в сопровождении победительницы демонов богини-воительницы Дурды. Лев также был эмблемой великого Ашоки, который объединил Индию в III в. до н. э. В Китае и Японии лев считался существом, защищающим добро; танцы в масках льва имели намерение отпугнуть злых духов (также как танцы в масках драконов). В азиатском искусстве львы часто представлены с шарами - символами солнца, космического яйца, или космической пустоты.