Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

      КРЕСТ

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151152153154155156157158159160161162163164165166167168169170171172173174175176177178179180181182183184185186187188189190191192193194195196197198199200201202203204205206207208209210211212213214215216217218219220221222223224225226227228229230231232233234235236237238239240241242243244245246247248249250251252253254255256257258259260261262263264265266267268269270271272273274275276277278279280281282283284285286287288289290291292293294295296297298299300301302303304305306307308309310311312313314315316317318319320321322323324325326327328329330331332333334335336337338339340341342343344345346347348349350351352353354355356357358359360361362363364365366367368369370371372373374375376377378379380381382383384385386387388389390391392393394395396397398399400401402403404405406407408409410411412413414415416417418419420421422423424425426427428429430431432433434435436437438439440441442443444445446447448449450451452453454455456457458459460461462463464465466467468469470471472473474475476477478479480481482483484485486487488489490491492493494495496497498499500501502503504505506507508509510511512513514515516517518519520521522523524525526527528529530531532533534535536537538539540541542543544545546547548549550551552553554555556557558559560561562563564565566567568569570571572573574575576577578579580581582583584585586587588589590591592593594595596597598599600601602603604605606607608609610611612613614615616617618619620621622623624625626627628629630631632633634635636637638639640641642643644645646647648649650651652653654655656657658659660661662663664665666667668669670671672673674675676677678679680681682683684685686687688689690691692693694695696697698699700701702703704705706

 

      В религии и искусстве - богатейший по значению, древнейший и широко распространенный геометрический символ, имевший на протяжении человеческой истории множество форм. Крест является не только эмблемой христианской веры, но и более древним универсальным символом Космоса, сведенным к простейшей форме - две пересеченные линии символизируют четыре стороны света. Крест может означать и ветры, несущие дожди (например, в доколумбовой Америке, где крест часто использовался как символ плодородия, жизни и природных стихий), и четыре фазы луны (в Вавилоне), и богов четырех основных элементов мироздания (в Сирии).

 

      Количество концов креста могло доходить до шести (как в Халдее и Израиле) или даже восьми. В Китае крест внутри квадрата - знак земли и стабильности. В Индии крест был эмблемой огненных палиц бога огня Агни; крест внутри круга - колесо жизни у буддистов; крест с выходящими за пределы круга концами - божественная энергия. Свастика - древняя эмблема космической энергии - в сущности также является крестом, "сломанные" концы которого передают вращательное движение, присущее этой субстанции.

 

      Крест был также знаком, символизирующим Древо Жизни, в этом значении он позже часто включался в изображения распятия Христа. В индуизме и буддизме крест - образ единства низшей и высшей сферы бытия - вертикальная перекладина означает вознесение к небу, а горизонтальная - земную жизнь. В Китае крест считают лестницей на небо, крестом также обозначается цифра 10 (символ всеобщности) в китайском иероглифическом письме. Еще одним символом всеобщности является стоящий человек с разведенными в сторону руками - образ микрокосмоса, отражение огромной Вселенной, заключенное в каждом индивидууме. В более общем смысле крест ассоциируется с двойственностью и союзом, соединением. Психоаналитики - последователи Карла Юнга считают его символом энергии добра. Широко распространенное почитание креста народами, которые до последнего времени ничего не знали о христианстве, озадачивало первых миссионеров, особенно в Северной и Центральной Америке. В Мексике крест был атрибутом богов ветра и дождя, Кецалькоатля и Тлалока. Довольно часто встречаются ацтекские изображения жертвенного распятия людей. В Африке знак креста может символизировать покровительство, защиту, космическое единство, судьбу и, вписанный в круг, верховную власть. В Скандинавии рунические кресты обозначали границы владений или могилы вождей, могли символизировать плодотворную силу молота бога Тора. Форма кельтского креста (крест, на который наложен круг меньших размеров) восходит к синтезированному христианскому и языческому символизму. Древнеегипетский анк, символ бессмертия, был принят христианской коптской церковью в качестве своей эмблемы.

 

      В римской, персидской, иудейской традициях распятие на кресте было жестоким и унизительным способом наказания и казни для таких слоев населения, как рабы, пираты, бунтовщики, преступники и прочие "неграждане". Таким образом, во времена Христа это вряд ли выглядело как символ, способный привлечь новых верующих. Страх насмешки, так же как и преследование властей, возможно, и стали причиной появления у ранних христиан различных вариантов "креста - распятия", а то и просто фигур, лишь внешне напоминавших крест (якорь, посох, свастика, трезубец), в качестве тайных эмблем креста. Даже после крещения римского императора Константина крест оставался второстепенным символом по сравнению с христограммой. После того как христианство достаточно распространилось, он начал доминировать, при этом вобрав в свой символизм и дохристианские значения и тем самым сделав более глубокой новую традицию: крест как символ искупления через самопожертвование Христа. Схематическое изображение бесстрастного Христа на кресте, присущее раннему христианскому искусству, постепенно уступало место полному чувств образу агонизирующего Сына Божьего. Эта тенденция достигла пика в запрестольном образе в храме в Грюневальде (1515): обычный крест стал грандиозным утешительным символом человеческого страдания.

 

Четыре типа креста: греческий, латинский, святого Андрея, святого Антония

 

      Формы креста были самыми разнообразными. Латинский крест - его горизонтальная перекладина расположена выше середины вертикальной перекладины - традиционный христианский крест. Однако в качестве "креста - распятия" может выступать крест святого Антония - Т-образной формы. Диагональный крест - крест святого Андрея: согласно легенде, он посчитал себя недостойным быть распятым на таком же кресте, как и Христос, и поэтому попросил своих палачей повернуть его. Греческий крест - горизонтальная перекладина расположена в середине вертикальной - крест святого Георгия. Другие формы креста, распространенные в христианской традиции, включают и Y-образные, напрямую связанные с символизмом Древа Жизни; "Голгофский крест" с тремя небольшими ступенями у подножия; "Папский крест" с тремя равными горизонтальными перекладинами;

 

      "Патриарший крест" с двумя горизонтальными перекладинами, используемый архиепископами и кардиналами, - который также широко распространен в Греции и иногда называется анжуйским или лотарингс-ким, - а в годы Второй мировой войны ставший эмблемой свободной Франции; крест святого Петра - перевернутый латинский крест с заостренными концами - эмблема тамплиеров; восьмиконечный крест - эмблема мальтийского ордена госпитальеров; крест, образованный четырьмя треугольниками, - эмблема тевтонского рыцарского ордена. Все это знаки с центростремительной энергетикой. Крест, совмещенный со стрелами, эмблема Венгерской националистической партии, - всего лишь один из примеров более чем трехсот геральдических крестов.

 

      Кресты, особенно косой крест, часто используются в узорах безо всякого символического значения или применяются просто как указатели направления, в качестве подписи или знаков согласия, несогласия или предупреждения. Значение некоторых древних крестов, нацарапанных на камнях или деревьях, до сих пор не определено. Кресты на хлебе и домашней выпечке были самой обычной традицией в протестантской Англии XVII в.