Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

      ЖЕМЧУГ

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151152153154155156157158159160161162163164165166167168169170171172173174175176177178179180181182183184185186187188189190191192193194195196197198199200201202203204205206207208209210211212213214215216217218219220221222223224225226227228229230231232233234235236237238239240241242243244245246247248249250251252253254255256257258259260261262263264265266267268269270271272273274275276277278279280281282283284285286287288289290291292293294295296297298299300301302303304305306307308309310311312313314315316317318319320321322323324325326327328329330331332333334335336337338339340341342343344345346347348349350351352353354355356357358359360361362363364365366367368369370371372373374375376377378379380381382383384385386387388389390391392393394395396397398399400401402403404405406407408409410411412413414415416417418419420421422423424425426427428429430431432433434435436437438439440441442443444445446447448449450451452453454455456457458459460461462463464465466467468469470471472473474475476477478479480481482483484485486487488489490491492493494495496497498499500501502503504505506507508509510511512513514515516517518519520521522523524525526527528529530531532533534535536537538539540541542543544545546547548549550551552553554555556557558559560561562563564565566567568569570571572573574575576577578579580581582583584585586587588589590591592593594595596597598599600601602603604605606607608609610611612613614615616617618619620621622623624625626627628629630631632633634635636637638639640641642643644645646647648649650651652653654655656657658659660661662663664665666667668669670671672673674675676677678679680681682683684685686687688689690691692693694695696697698699700701702703704705706

 

      Среди драгоценных камней самый существенный символ как света, так и женственности. Его бледное сияние ассоциируется с полной луной, водное происхождение - с плодородием, скрытое от глаз развитие внутри раковины - с чудом рождения или возрождения. Глубоко под водой, заключенная в створки моллюска, светящаяся чистота сделала жемчужину символом духовной мудрости и эзотерического знания. Жемчуг - эмблема как плодородия, так и девственности и совершенства. В древности считалось, что драгоценность в раковине - образное единство огня и воды - чудо и тайна, вызвавшие теорию о том, что божественный дождь или роса оплодотворяли открытую раковину, а может быть, - молния или свет луны и звезд. Отсюда и появление в китайском искусстве аллегорического изображения грома и молнии: жемчужина (молния) в горле дракона (гром). Как сгусток божественного света, жемчужина - третий глаз Шивы и Будды, метафорический образ духовного прозрения. Жемчужина - одно из имен Бога в исламе; мистическое средоточие - в даосизме; у христиан - "бесценная жемчужина" из вод крещения, а также метафора Христа во чреве Девы Марии. Духовная символика сохранилась даже после того, как китайцы открыли "небожественный" способ выращивания жемчуга. Они помещали миниатюрные скульптуры Будды внутрь моллюска для того, чтобы они покрылись слоем перламутра.

 

      Феномен преобразования материи в небесный камень - жемчужину - сделал последнюю широко распространенным символом возрождения и послужил основанием для дорогостоящего азиатского похоронного обряда - вкладывания жемчуга в рот умершим, а также украшения жемчугом саркофагов и могил в Древнем Египте. В исламском мире существует также поверье, что в загробном мире жемчужины образуют сферы вокруг праведных душ. Также из жемчуга сделаны ворота в Новом Иерусалиме (Откровение Иоанна). Долгое время жемчужины считались не только священными, но и целебными предметами. Древние римляне, которые носили жемчуг в честь богини Иси-ды, считали его талисманом от всех несчастий - от нападения акулы до безумия, а размолотый в порошок жемчуг - до сих пор очень популярное снадобье от всех болезней в Индии.

 

      Неоднозначна сексуальная символика жемчуга. Согласно античной традиции, жемчуг носила рожденная из морской пены богиня любви Афродита (в римской мифологии Венера). Однако жемчуг также символ невинности и девичьей чистоты. Ассоциация со слезами (как радости, так и горя) сделала его нежелательным украшением для невесты - разорванное жемчужное ожерелье считалось дурным предзнаменованием. А на Востоке он имел благоприятную репутацию - один из Восьми Драгоценных Камней в Китае и один из Трех Императорских Знаков в Японии. В древнем мире жемчуг был, конечно, прямым символом богатства (самый дорогой из всех товаров - по утверждению римского историка Плиния (24-79 гг. н. э.). Его добывали из вод Персидского залива задолго до нашей эры. Согласно легенде, Клеопатра растворила жемчужину из своей серьги в вине и выпила его, чтобы продемонстрировать Антонию свое богатство.

 

      ЖЕНЩИНА

 

      Носительница, дающая жизнь, защитница и кормилица. Этот древний символизм преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и религии во всех ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее часто связанных с ними. Сюда входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник; сосуды - ваза, кувшин, чаша, урна; ножны, корзина, лодка и похожий по очертаниям на лодку лунный полумесяц; углубления, такие, как борозда или долина; символы плодородия - деревья и фрукты; специфически сексуальные образы - раковина, ромб или перевернутый треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в традиционной символике с женщинами, - душа, интуиция, эмоции и эмоциональное непостоянство, пассивность и подсознательное, любовь и чистота. В искусстве женщины персонифицируют большинство человеческих недостатков и достоинств. Их также идентифицируют с магическими способностями, особенно предсказанием и пророчеством.