Авторы: 159 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Книги:  184 А Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

(ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ) ПРИ РАБОТЕ С ПТСР

Стиль ведения на основной ступени КПО характеризуется дружественно-сдержанной установкой психотерапевта, который дает толчок отдельным мотивам. При этом его позиция скорее выжидательная, ни в коем случае не напирающая, оставляющая пациенту свободу действия. Вместе с тем, психотерапевт должен уметь при необходимости использовать и радикальные вмешательства (терапевтические интервенции).

Психотерапевтические воздействия будут различными в каждом отдельном случае, в зависимости от развития сновидения наяву и его эмоционального характера. Главное, на что можно ориентироваться при соответствующем вмешательстве - это сочувствующая и внутренне сопровождающая идентификация психотерапевта с соответствующей сценой сновидения наяву (эмпатия). Под этим понимается временная пробная идентификация с пациентом - с целью пережить то, что в этот момент эмоционально происходит с ним.

Каждому мотиву отводится отдельный психотерапевтический сеанс. В течение одного сеанса следует прорабатывать не более одного мотива. Если из-за нехватки времени не удалось исчерпать какой-то мотив, в дальнейшем к нему можно вернуться. Последовательность мотивов не должна быть жесткая. Нужно учитывать также индивидуальный психический темп для каждого отдельно взятого пациента.

Накопленный за несколько десятилетий опыт использования КПО свидетельствует о том, что происходит трансфер (перенос) символических пробных действий на реальное поведение пациента. При правильном использовании КПО трансфер происходит отчасти спонтанно. Здесь совершенно явно представлено бессознательное самодостижение способного к обучению «Я».

В настоящее время в символдраме, кроме стандартных мотивов, используется и представление реальных ситуаций, благодаря чему добиваются весьма быстрых и позитивных решений проблемы и изменений поведения. Большой сектор прораба-леи —это фобические ситуации.

При создании первой концепции кататимно-имагинативной психотерапии исходили из теории конфликта. Пациент должен был переживать в образах такие сцены, которые несли в себе конфликт и проблемы, причем дозировано, приемлемым для него образом и, в то же время, регулярно. Однако, если пациент вопреки ожиданиям не выявляет конфликтного материала, а наоборот, представляет в панораме в значительной мере или исключительно приятные и гармоничные образы, психотерапевт не должен пытаться заставить его от этого отказаться. Этот процесс также будет иметь терапевтическое значение.

Для основной ступени отобраны мотивы, символическое значение которых представляет широкое поле для спонтанного развития индивидуальных проекций:

1. Мотив луга. Его можно использовать и как начало сновидения наяву, и как плоскость проекций актуальных конфликтов. Сценарий луга отражает более-менее осознанное настроение пациента. Символическое значение мотива луга очень широко.

Основные ведущие стимулирующие воздействия психотерапевта - исчерпать мотив в плане восприятия, по возможности, во всех подробностях, и выяснить связанные с ним настроения. Эти воздействия аналогичны и в других мотивах.

2. Мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья. Мотив ручья можно считать выражением текущего психического развития, беспрепятственного развертывания психической энергии. В то же время вода - это жизненная сила, она освежает, бодрит, жизнь без нее немыслима. По ходу движения могут возникнуть мотивы препятствия-недопущения, указывающие на существование конфликта.

«Кататимная гидротерапия» (использование воды). Если вода воспринимается пациентом как приятная, использование воды может иметь позитивное воздействие. Существуют данные об использовании в процессе КПО образа воды, свидетельствующие о том, что различное применение воды по отношению к поврежденным частям тела или в местах, где испытываются боли, производило удивительный эффект, прежде всего, в случаях психосоматических симптомов, которые оставались резистентными по отношению к другим видам лечения

3. Мотив горы. Мотив горы в предложенной здесь форме - это хорошая модель для отражения отношений с самыми значимыми людьми из раннего детства, которые сыграли свою роль в нарушении развития пациента. Активные действия пациента внутри ландшафта представляют собой анализ этих отношений в символической форме. Благодаря только одному этому, такой анализ лиц и отношений из раннего детства часто имеет высокую терапевтическую эффективность. Имеется высокая корреляция между высотой горы и уровнем притязаний представляющего этот образы пациента. Люди с высоким уровнем притязаний представляют высокую гору, подняться на которую очень тяжело. По особенностям восхождения мы можем судить не только об уровне притязания пациента, но также о его настроенности на достижение результата, какие действия для этого он предпринимает. В аспекте теории объектных отношений, подъем на гору имеет очень большое значение - идентификацию с важной отцовской или материнской фигурой. В некоторых случаях этот мотив требует много времени и на него уходит полностью весь сеанс.

4. Мотив дома. Прорабатывание этого мотива также требует много времени. Нередко в нем скрыт сложный конфликтный материал. Поэтому этот мотив следует предлагать пациентам, уже освоившимся с символдрамой и способным выдержать определенную нагрузку. В символическом плане дом переживается прежде всего как выражение собственной личности или одной из ее частей. В мотиве дома выражаются структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки и страхи. Одно только рассматривание дома может произвести на пациента глубокое впечатление, если благодаря этому он догадывается, или на предсознательном уровне ему открывается, что дом «выглядит» в нем именно «так».

5. Заглянуть во мрак леса. В данном мотиве пациент получает возможность стимулировать развитие бессознательного материала. На данный мотив могут проецироваться очень амбивалентные эмоциональные переживания. Поэтому важно помнить, что на основной ступени КПО не рекомендуется давать пациенту возможность входить в лес. В случае появления символических фигур необходимо учитывать два аспекта. На первом уровне интерпретации образ можно рассматривать, как воплощение близких людей, значимых лиц, оказавших особо важное влияние на пациента. Второй уровень интерпретации образов - это субъективный уровень, т.е. образы могут воплощать бессознательные тенденции поведения и установки, которые он отщепляет от своего реального поведения. Цель терапии заключается в том, чтобы путем выхода из леса на луг вывести на свет сознания эти отщепленные и вытесненные пациентом тенденции. Для интеграции этих образов на основной ступени КПО используется принцип кормления и насыщения, а также примирения и нежного объятия. При этом следует избегать бегства или враждебных действий ради защиты.

Таковы мотивы основной ступени КПО. Работа с пятью первыми стандартными мотивами и проигрывание связанных с ними креативных сцен во многих случаях может быть достаточной, чтобы получить психотерапевтический эффект КПО. Основная ступень КПО составляет базис всего метода. При работе с мотивами основной ступени в ряде случаев можно использовать отдельные мотивы и методы средней ступени. Для исследования установки по отношению к сексуальности используется мотив поездки автостопом (для женщин) и символ куста розы (для мужчин). Этот мотив имеет важное значение для лечения сексуальных расстройств.

При работе с пациентами, страдающими психовегетативными и психосоматическими расстройствами, применяется следующий метод средней ступени КПО - представление больного органа или соответствующей части тела с указанием, что там должно обнаружиться какое-то изменение.